Мёртвый дом

Некоторые свои мысли хочу выложить на этом сайте. Это было написано 12 лет назад, когда я ушел на пенсию из СИЗО
«Узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят его. Немногие находят его, потому что большинство идёт по широкому пути, по тому по которому идут все. А настоящий путь – узкий, только на одного человека. И для того, чтобы найти его, надо идти не с толпой, а за теми одинокими людьми: Буддой, Конфуцием, Сократом, Христом, которые сами по себе и для нас всех, один за другим, прокладывали одну и ту же дорогу».
По словам Люси Мелори

Бессчётное число литературы написано по поводу жизни, быта и взаимоотношений между различными категориями заключённых и между администрацией учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в следственных изоляторах (СИЗО), тюрьмах и колониях (раньше исправительно-трудовых, а сейчас в России исправительных). Я же не претендую на оригинальность своего повествования, а только лишь делаю робкую попытку изложить свои мысли на бумаге, чтобы критики, поборники справедливости или, наоборот, – несправедливости, смогли посмеяться над ещё одним новоявленным «писателем».
«Мёртвый дом» – название не совсем подходящее, но образное выражение Ф. М. Достоевского, как никакое другое, выражает суть учреждений тюремного типа. На мой взгляд, «мёртвым» его следует называть уже потому, что люди, которые попадают в следственные изоляторы, могут вычеркнуть из жизни или для дальнейшей образности, похоронить те годы, которые проведут за колючей проволокой. Могут также похоронить все мысли, связанные с нормальной дальнейшей жизнью, потому что и они сами как бы умирают для социума, так как общество уже их не примет – оно их отвергло, поставило вне закона, с одной стороны. С иной – у них атрофируется способность к существованию среди людей другого круга. Обо всём этом речь пойдёт дальше.
В данном случае я не собираюсь высказывать критические замечания в адрес уже опубликованной литературы, а делаю робкую попытку на основе своего личного опыта и своих наблюдений предложить социологическое и философское обоснование некоторых проблем, связанных с исполнением уголовных наказаний и содержанием под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Меня, прежде всего, волнуют такие вопросы: как реально можно повлиять на сознание людей, каким образом воздействовать на общественное мнение и на государство, как аппарат управления, чтобы радикально изменить положение дел в сфере исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы? Каковы же показатели, свидетельствующие о серьёзности проблем в этой сфере деятельности государств постсоветского периода?
Обратимся к цифрам. Россия занимает первое место в мире и Европе по числу лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, – 685 заключённых на 100 000 населения страны. Белоруссия занимает второе место в Европе (505); Украина числу лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, – третье место в Европе (415). К примеру, эта цифра во Франции и Германии составляет 90 заключённых на 100.000 населения, а в Греции, Норвегии и Финляндии числу лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, – 55. Средний показатель в центральных и западноевропейских странах составляет 200 заключённых на 100 000 населения. Обычно же в странах Европейского Союза количество заключённых колеблется от 60 до 80. (Использованы данные исследований Европейского Совета по правам человека по состоянию на 1998 год). Чем же вызвана эта разница?
Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, как раз и состоит не только в различии экономических возможностей, а в первую очередь, в слабости государства, порочности общества и в неправильности подхода аппарата управления страны к проблемам в области осуществления уголовной и уголовно-исполнительной политик.
Изменения в правовом регулировании исполнения уголовных наказаний, происшедшие с введением в действие нового Уголовно-исполнительного кодекса в Российской Федерации с 1 июля 1997 года, а до этого нового Уголовного кодекса с 1 января 1997 года, «революционного переворота» не произвели. Учитывая то обстоятельство, что новый Уголовно-исполнительный кодекс разработан с учётом положений международных нормативно-правовых актов: Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г., Минимальных стандартных правил обращения с заключёнными 1955 г., Минимальных стандартных правил Организации Объединённых Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил), – однако, экономических, социальных и географических условий для реализации всех нововведений, в том числе прогрессивных видов наказания (общественных работ, ограничения свободы, ареста) в России нет. Как показывает исторический опыт, этих условий никогда не будет, так как казна государства всегда пуста, а чиновники как воровали, так и будут воровать.
В законодательстве есть нормы (я их условно называю нормы – «уловки»), которые облегчают жизнь многим высшим должностным лицам, позволяющие не применять международные правовые акты, касающиеся обращения с заключёнными (осуждёнными). В предварительных замечаниях к Минимальным стандартным правилам обращения с заключёнными, принятым 30 августа 1955 года I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, говорится, что, принимая во внимание разнообразие юридических, социальных, экономических и географических условий, ясно, что не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно. Они должны, однако, вызывать к жизни постоянное стремление к преодолению практических трудностей, стоящих на пути к их осуществлению, поскольку, в общем и целом они отражают те минимальные условия, которые Организация Объединённых Наций считает приемлемыми. Статья 3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры при наличии экономических и социальных возможностей. Законодательная оговорка «в соответствии с экономическими и социальными возможностями» — как раз и образует ту яму, в которой можно похоронить все хорошие начинания.
В Украине этот вопрос решается ещё проще, так как в Основной закон страны введена норма, которая защищает национальное законодательство от «несанкционированного» вторжения норм международного права. Так, в соответствии со статьёй 9 Конституции Украины «действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, является частью национального законодательства Украины. Заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Украины, возможно лишь после внесения изменений в Конституцию Украины».
Таким образом, изменения в правовом обеспечении деятельности, связанной с исполнением уголовных наказаний в Российской Федерации, оптимизма не вселяет. В Украине вопрос внесения радикальных изменений в правовое регулирование этой сферы общественных отношений ещё только прорабатывается.
Я же не хочу никого агитировать за ту или иную пенитенциарную систему, а просто выскажу свои мысли не от лица заключённых (осуждённых), что в настоящее время нашло достаточное отражение в литературе, периодической печати. Моя точка зрения – это взгляд на проблему практического работника, посвятившего сознательную часть своей жизни службе в следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы РФ. Вообще, с перестройкой, с развалом Союза ССР литературный «процесс пошёл», выражаясь словами первого и последнего Президента СССР. Основным побудительным толчком этому послужила публикация «Дневника стукача» Александра Экштейна в «Огоньке» в 1990 году, а также выход в свет бессмертного романа Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Дальше в прикрепленном файле
Прикрепленные файлы

Прикрепленные файлы доступны только зарегистрированным пользователям

19 комментариев
Игорь Иванович, на мой взгляд, нельзя ставить вопрос о том, что и как нужно реформировать в ГУ ФСИН. Нужен новый комплексный взгляд на всю юридическую систему в целом. Нельзя реформировать отдельно МВД, прокуратуру или суд. Всё это – шестерни одного механизма. И милиция, и прокуратура, и адвокатура, и суд, и ГУ ФСИН. И если одну шестерню починить, а другую нет, то это зря потраченные силы, время и деньги! В этой связи мне понравилась статья Николая Васильевича «От милиции до полиции. Что изменилось?» Правда, похоже, что большинство наших коллег и читателей не обратили на нее внимание, но в ней как раз ставится один из ключевых вопросов требующейся реформы, во главе которой должен встать ЧЕЛОВЕК.
Если, например, работу ГУ ФСИН будут оценивать по количеству рецидивов, то руководство этого ведомства само будет искать пути к улучшению условий содержания заключенных и их перевоспитанию.
В своей статье «Если к Вам, не дай Бог, придет беда, и Вы столкнетесь с бандитами, звоните в «02», полиция вас в беде не оставит:… придет и добавит!» я ставил вопрос о создании постояннодействующей Комиссии по исправлению допущенных судебных ошибок (по любым преступлениям), но Алексей Зиновьевич и Андрей Владимирович встретили ее в штыки. Что же теперь вовсе обходится без создания подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Без этого не может обойтись ни одна организация в мире, тем более такая крупная как государство.
Между тем, мне кажется, что они просто не поняли сути моего предложения. Главное ведь не в создании комиссии, а в проверке судьбы незаконно осужденных, и, как следствие, о создании в обществе атмосферы доверия к правоохранительной системе.
Возможно обойтись и без комиссии. Если забрать у прокуратуры функцию уголовного преследования и оставим лишь надзор за законностью, вернем ей право подачи протестов по любым делам в любые судебные инстанции независимо от ее участия на предыдущих инстанциях.
А сколько же десятилетних бюджетов надо на одновременное реформирование всего и вся. Вы, Андрей Анатольевич, об этом не задумывались?
Да, это дорого, но необходимо. Иначе так и будем жить. И Вы же сами будете сетовать на безысходность! Можем растянуть на перспективу. Как сейчас концепции политики приним аются до 2030 года.
Сколько платим за ГУЛАГ (исследование МГУ) slon.ru/calendar/event/847862/
С наилучшими пожеланиями — М.М.
А вот это вот, уважаемый Михаил Леонидович, надо в блог выносить, а не в комментариях прятать.
Чужое не клонируем, такова концепция, сорьки. В мыслях не было прятать, как и озвученные расходы на содержание осужденных.
Кому надо - пользуйтесь на здоровье. Рад быть полезен.
С наилучшими пожеланиями, М.М.
Не все смотрят комментарии.
Ещё у них имеется: Общая статистика по заключенным в разных странах мира slon.ru/economics/statistika_tyurmy_v_rf_i_mire-832237.xhtml
Расходы на судебную систему и колич. оправдательных приговоров
slon.ru/economics/naskolko_na_samom_dele_zhestoki_rossiyskie_sudy-820268.xhtml вот ещё, как говориться, до кучи:
Социально-демографический портрет российского судьи slon.ru/russia/a_sudi_kto-820338.xhtml
Рад, если пойдет кому для дела, -М.М.
«Алексей Зиновьевич и Андрей Владимирович встретили ее в штыки». В штыки — не в штыки, просто отнеслись с иронией. У нас уже столько всяких движений, общественных советов, уполномоченных по правам человека, всевозможных комиссий, от которых нет ни какой пользы, зачем еще что-то плодить? Или в нашем государстве Комиссия по исправлению допущенных судебных ошибок будет суперпрофессиональной и свободной от коррупции?
Но надо же что-то делать!
«Когда не знаешь, что делать, лучше ничего не делать» (чья-то народная мудрость). Паника никогда до добра не доводит, потому как представляет собой пустую трату адаптационных (в т.ч. материальных, временных, человеческих и т.п.) ресурсов.
С уважением, А.З. Рыбак
Не понял! Кто паникует-то? Я?! Или реформаторы отдельных частей устаревшего механизма? По-моему, паникой как раз и является ситуация при которой реформируют то с уд, то МВД, то прокуратуру, не имея при этом единой концепции.
А по поводу народной мудрости могу сказать: лично я знаю, что делать (Прошу не вспоминать Галича). Точнее, я пока представляю это в общих чертах, а дальше нужна детальная проработка всех вопросов в их совокупности.
комментарий был удален
комментарий был удален
комментарий был удален
комментарий был удален
комментарий был удален
Зарегистрируйтесь и войдите, чтобы отправить комментарий