Преступления против жизни и здоровья граждан

Принятый в 1991 году Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» определяет экологическое преступление как общественно опасное деяние, посягающее на установленный экологический правопорядок и экологическую безопасность, причиняющее вред окружающей природной среде  и здоровью человека.  По Конституции человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного этим правонарушением. Данное право определяет содержание законов и обеспечиваться правосудием. Но, по оценкам ученых, наше экологическое законодательство не соответствуют конституционным принципам, вытекающим из ст.1, 2, 7, 10, 18, 42[1]. Специалисты говорят об отсутствии единого подхода к вопросу о дефиниции главного основания для квалификации правонарушения — объекта экологических преступлений. УК РФ ориентирован на «защиту природы», а не на сохранение жизни и здоровья человека[2,3]. При этом от плохой экологии ежегодно погибает более 490 тыс. человек[4]. Так, например, шесть тысяч жителей г. Владикавказа  в обращении к президенту России называют свое положение «экологическим геноцидом.

На наш взгляд,объектом таких преступлений является не «экологический правопорядок» (который легко изменить в угоду правящему классу), а право человека на здоровую окружающую среду, охраняемое Конституцией РФ,  нормами раздела VII УК РФ «Преступления против личности» и главы 16 «Преступления против жизни и здоровья». Субъекты преступлений - недобросовестные бизнесмены и чиновники, игнорирующие и  ослабляющие экологическое законодательство. Их мотивы  - «обогащение любой ценой». Предметом посягательств является национальное богатство страны: человек и окружающая его среда — совокупность «природной среды» (недра, почва, вода, воздух, животный и растительный мир); «природно-антропогенных объектов» (продукты, товары, лекарства и т.п.) и «антропогенных объектов»  (заводы, здания, инфраструктура…). Официальнонациональное богатство составляет $4,0 триллионов, что не соответствуют оценкам экономистов, определивших его стоимость в $40 триллионов. По мнению ученых, «занижение в 10 раз делается для того, чтобы за бесценок распродавать» остатки бывшей общенародной собственности.

Стратегические просчеты

По мнению академика АН СССР и РАНЯншина А.Л.: «в нашей стране немало неграмотных и неумных руководителей, неспособных осознать эту проблему нашего времени». Первую в (новейшей) истории программу по защите природы приняли в 1948 году в СССР. Это был «План полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». Но Хрущев программу аннулировал и провозгласил лозунг: «Догнать и перегнать  Америку». «Впогоне за экономически ростом преимущество стало отдаваться самым дешевым и самым загрязняющим технологиям».В список «грязных» городов России вошли: Магнитогорск, Ангарск, Омск, Красноярск, Челябинск, а Дзержинск и Норильск попали в десятку «самых грязных мест на планете». Кконцу 80-х годов на грани катастрофы оказалась Калмыкия, Урал, Кузбасс, бассейны Волги, Ладожского озера, Байкала, Оби и Амура, Черного, Азовского, Каспийского и Балтийского морей. В 103-х городах с населением около 50 миллионов человек были превышены предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе; миллионы гектаров земель выведены из сельхозоборота вследствие горных работ, эрозии, подтопления, засоления, опустынивания [5]. С середины    60-х годов стала расти смертность, возникла угроза депопуляции, которую едва удавалось сдерживать чрезвычайными мерами по стимулированию рождаемости [6].

В Законе РСФСР от 03.07.1991г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР"

экологические ограничения не устанавливались. Лишь в1993 году законодатели определили признаки экологически опасных объектов и доли средств, подлежащих направлению на природоохранные мероприятия при приватизации. Однако на практике эти требования не выполнялись: порядок декларирования безопасности ввели лишь на 337 объектах, а в список экологически опасных предприятий внесли 143 организации, в то время как в России насчитывалось 100 тыс. опасных производств и объектов, в т.ч., 2300 ядерных и 3000химических повышенной опасности[7,8]. После денационализации «выжили загрязняющие и ресурсоемкие  сектора, а  ресурсосберегающие и высокотехнологичные производства практически исчезли».

В программной статье «Россия на рубеже тысячелетий»(1999г.) В.В. Путин заявил, что при среднегодовых темпах прироста ВВП не менее 8% мы сможем за 15 летдогнать Португалию. Так родилась «национальная идея» об удвоении к 2010 году объема ВВП. Благодаря росту цен на углеводороды в 11 раз, ВВП  увеличился в 1,6 раза. Но, по оценкам Всемирного банка, эти «успехи» не привели к росту национального богатства:  «в течение первого десятилетия XXI века Россия находилась в числе немногих стран, которые характеризовались отрицательными и близкими к нулю «чистыми накоплениями»[9]. Это объясняется следующими причинами: утратой невозобновляемых ресурсов (сырая нефть, природный газ, твердый уголь, лигнит, бокситы, медь, золото, железная руда, свинец, никель, фосфаты, серебро, олово и цинк); обесценением основного капитала предприятий в связи с его износом (на восстановление основных фондов  не хватает до 4 триллионов рублей); мизерными расходами на развитие человеческого капитала.Ежегодный урон от загрязнения окружающей среды в РФ составляет 10-17% ВНП [10,11]; ущерб здоровью населения от плохой экологии в регионах достигает 10% ВРП [12]; убытки от уплаты государством компенсаций в связи с неудовлетворительными условиями труда составляет до 4,3% ВВП. К потерям национального богатства следует отнести контрабанду стратегических товаров и ресурсов; распродажу недр (под видом передачи совместным предприятиям долей в месторождениях); сдачу иностранцам в аренду пахотных земель; банальное расточительство. В рейтинге успешности экологической политики за 2000-2010 гг. из 132 стран, Россия заняла последнее место[13]. 

«Обогащение любой ценой»

Эколог, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук Яблоков А.В.  считает, что «главным жизненным принципом российского общества последних полутора десятилетий стало обогащение любой ценой».   По мнению д.ю.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ Бринчука М.М.: «Наряду с неисполнение требований экологического законодательства на современном этапе идет процесс выхолащивания его прогрессивных положений»[14]. Это  касается — градостроительного, водного, земельного и лесного кодексов.

Такие действия базируется на немудреной идее: «сначала создадим инвестиционный климат путем снижения природоохранных требований, а экологией займемся, когда станем богатыми». Например, в 2002 году  Верховный суд РФ отменил установленные предприятиям платежи за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, несмотря на то, что плата за загрязнения природы в нашей стране в сотни раз меньше наносимого ущерба (удельный вес составляет доли процента ВВП). Потребовалось вмешательства КС РФ, чтобы только через год указанное решение аннулировали.«Сейчас “экоплатежи” воспринимаются как дань чиновникам, о сумме которой можно (всегда) договориться».

По оценке криминологов: «Иностранные фирмы активно осваивают территорию России с целью уничтожения и захоронения радиоактивных материалов и высокотоксичных отходов, создания экологически опасных производств, внедрения экологически грязных технологий, ввоза трудно уничтожаемого мусора, загрязняющего окружающую среду, а также сбыта некачественных или запрещенных к использованию в своих странах продуктов питания и других потребительских товаров»[15]. Так, в 2001 году законодатели отменилизапрет на ввоз в Россию в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств. Против этого выступали 13 академиков РАН, пытавшихся объяснить: "Предприятия ядерного топливного цикла России по ряду технологических, организационных и экономических причин не готовы к приему на переработку и хранение огромных объемов зарубежного отработанного ядерного топлива». Стоимость утилизации тысячи тонн этих отходов на Западе достигает 22 миллионов долларов, а РФ в 5 раз дешевле.  Кому-то это выгодно.  

В РСФСР, худо-бедно, действовало около 50 экологических стандартов, но в 2002 г. закон «О стандартизации» ликвидировали и принялизакон «О техническом регулировании», который «не состыковали» с нормами КоАП РФ, УК РФ, ГК РФ «в части ответственности изготовителя, продавца, поставщика продукции, работ, услуг за несоблюдение требований безопасности и качества». Не установили надлежащий надзор  за использованием пестицидов и химикатов в продуктах сельского хозяйства. Объем  фальсифицированной  и  контрафактной продукции  по видам составляет  от 30 до 90 % товарооборота, а  ситуация   на  рынке  продуктов  питания и  лекарственных  средств  вышла  из-под  контроля  и  «приобрела   характер   национального  бедствия». Из-за несоблюдения строительных стандартов и СНиПов происходит свыше 40% случаев обрушения зданий. «Анализ научно-исследовательских работ, научных статей и защищенных диссертаций за десятилетие показывает, что происходящее с национальной стандартизацией относится к явлениям аномальным».

Руководство страны «справедливо» опасается, что «внедрение новых экостандартов  “обрушит” бизнес», и потому из года в год переносит сроки запрета использования устаревших марок бензина, отравляющих население выхлопными газами. При этом госорганы манипулируютстатистикой. Так, в2014г. количество городов с «высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха» сократилось по сравнению с 2013 годом более чем на половину (с 57% городов до 24%). Но, это изменение связано не улучшением качества воздуха, а установлением Роспотребнадзором нового ПДК с.с. формальдегида — более чем в 3 раза  выше прежнего [16].

По мнению специалистов в сфере трудового права, принятый в 2003 году Трудовой кодекс РФ стимулирует «использование труда на рабочих местах с многократным превышением ПДК» и открывает «дорогу импорту в страну грязных технологий»[17]. «Международная организация труда (МОТ) смотрит на нашу национальную забаву под названием «аттестация рабочих мест по условиям труда» с некоторым сожалением, но и с пониманием того факта, что наше трудовое законодательство пока еще не созрело для рыночных отношений» [18]. Удельный вес численности работников, занятых на вредных и опасных работах в Кемеровской области составляет 66,8%, Мурманской — 59,1%, Красноярском крае — 55,5%, Республике Хакасия — 55,1%, Республике Карелия — 54,9%, Камчатском крае – 54,4%, Республике Татарстан – 52,4%, Архангельской -52,3%, Вологодской- 52,0, Липецкой и Челябинской областях по 51,1%, Республике Саха (Якутия) – 50,7%)[19]. При этом система отчетности не принимает во внимание малый и средний бизнес и неформальную экономику.

Росстат регистрирует не все несчастные случаи на производствах и профзаболевания. По данным д.э.н. Роика В.Д.,«численность выявляемых в РФ профессиональных заболеваний по сравнению с аналогичными показателями в развитых странах занижается примерно в 30-40 раз»[20]. Замначальника управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека Горский А.А. признает: «Уровни зарегистрированной в России профессиональной заболеваемости не отражают истиной ситуации». По данным МОТ, «из-за работы в опасных условиях ежегодно погибают 190 тыс. человек (15 тыс. — от несчастных случаев), и 180 тысяч человек досрочно выходят на пенсию из-за несчастных случаев и профзаболеваний».

В РФ работодатели освобождены от финансовой нагрузки по возмещению нанесенного работникам вреда на производстве, и потому не заинтересованы во внедрении безопасных технологий. С 2000 года они не является субъектами материальной ответственности при несчастных случаях, профессиональных заболеваниях и смерти на производстве. Заботливые законодатели переложили связанные с этим затраты на госказну — Фонд социального страхования Российской Федерации (потери бюджета составляют около 2 трлн. рублей в год). Кроме этого, общий ущерб работающим на вредных и опасных производствах государство «компенсирует» путем предоставления досрочных пенсий (расходы бюджета на содержание 11 млн. «досрочников» и 14 млн. «пенсионеров-инвалидов» составляют около триллиона рублей). 

Деградация окружающей среды угрожает безопасности

В РФ наступили сроки исчерпания рентабельных эксплуатируемых запасов нефти, урана, меди, коренного золота. Но, по мнению экс-министра геологии СССР, д.т.н., проф. Козловского Е.А., принятая «Стратегия развития геологических исследований до 2030 года» является «пустым документом», а ситуация в минерально-сырьевом комплексе угрожает национальной безопасности. Де-юре наши недра не являются объектом купли-продажи. Но де-факто «Роснефть» продала в 2015 годубританской «ВР» 20% доли в нефтяных месторождениях по проекту Таас-Юрях за $750 млн., а от продажи долей в месторождениях Ванкор индийским компаниям получила ещё $2млрд. «Американцы» оценивает наши запасы в60 млрд. баррелей, а Финансовая группа UBS — в 77 млрд. Т.е., «черного золота» «осталось» — на одно поколение. «Проблемы геологии».

Технологическое отставание РФ обуславливает неконкурентоспособность товаров по природоемкости. Выделяемая в атмосферу двуокись углерода превышает показатели развитых стран на единицу ВВП в 3—4 раза. Удельные выбросы окислов серы в 20 раз выше, чем в Японии и Норвегии, и в 6—7 раз выше, чем в Германии и Франции. Из-за превышения затрат в деревообработке по сравнению с Финляндией ежегодно вырубается сотни тысяч га леса. Энергоемкость экономики Канады ниже нашей в 2 раза.  Иностранные конкуренты обвиняют экономящие на охране природы наши предприятия в экологическом демпинге.  По оценке ученых, «экологическая дубинка» ВТО «за один час» способна остановить весь российский экспорт

Промышленность РФ отстает от ФРГ по выпуску продукции на душу населения в 3 раза, а  по формированию отходов на человека в тоннах превосходит в 7раз. Швейцария утилизирует 95% твердых бытовых отходов, а Россия — 3%. Отвалы промышленных и бытовых отходов достигли соответственно 80 и 40 миллиардов тонн (для сравнения: годовой объём всех перевозок грузов железнодорожным транспортомв РФ -1,3 млрд. тонн).   В РФ накоплено 100 млн. тонн твердых ядерных отходов, из которых планируется захоронить не более 300 тыс. куб. м, а остальные «обезопасить» методом консервации на месте и рекультивации .По оценкам СМИ,  «в стране орудует мусорная мафия», превращающая Россию в опасную и зловонную помойку.

Экологическую, продовольственную и экономическую безопасность подрывает контрабанда природных ресурсов. «В Сибири и на Дальнем Востоке нелегальный экспорт леса, рыбы и других ресурсов доходит до 30-50% объемов их использования» [21].Стоимость мороженой рыбы, незаконно перемещенной за 15 лет на рынки Японии, КНР, Норвегии, ракообразных, перемещенных помимо таможенного контроля в Японию, Китай, Норвегию и США, оценивается в 14,51млрд. долларов США [22]. Рыбные ресурсы расхищаются на Дальнем Востоке, Азово-Черноморском бассейне, Баренцевом море,реках и озерах Сибири. ВВолго-Каспийском бассейне численность русского осетра сократилась в 5 раз, белуги в 9 раз, севрюги в 28 раз . Встране не работает главный принцип природопользования — «загрязнители (расхитители) платят».
 

Согласно рейтингу «Global Competitiveness Report» РФ находится на 123-м месте из 140 возможных по «качеству инфраструктуры и дорог». Нашими соседями являются Бенин, Нигерия и Сьерра-Леоне. В стране разливаются нефтепродукты, обрушаются шахты, привычными стали блэкауты, аварии на транспорте.   Износ в ЖКХ достиг 75%-85%: «аварии на водопроводах и теплосетях происходят ежедневно, а в отопи-тельный сезон трубы рвутся десятками в день». Гарантийный срок эксплуатации Рыбинских гидротехнических сооружений истёк 25 лет назад, что угрожает катастрофой Поволжью. К масштабным авариям могут привести химические предприятия,деньги на утилизацию которых «разворовываются». По оценке д.т.н. Вайсберга Л.А:  «Наша техносфера за последние 18-20 лет катастрофическим образом морально и физически устарела».

Разрушение человеческого потенциала

В настоящее время в неблагоприятных экологических условиях проживают «более 100 млн. россиян, 2/3 водных источников России непригодны для питья, многие реки превращены в сточные канавы». По данным ученых, из шести тысяч описанных в медицинских классификаторах болезней, более 80% являются производными экологической ситуации. Бывший Председатель комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Н.Комарова признала, что «цена экологического неблагополучия составляет 350 тысяч человеческих смертей в год». По оценкам ВОЗ, отечественных медиков и экологов, ежегодные потери от этого — до полумиллиона человек. Под воздействием физических, химических и биологических мутагенов происходят необратимые наследственные измерения. Например, «содержание диоксина в почве города Чапаевска (Самарской области) превышает предельно допустимую норму концентрации в 140 раз, в молоке домашних животных – в 10 раз, в молоке кормящих матерей – в 400 раз», что ведет к преждевременному старению и интеллектуальному вырождению. «Чапаевский синдром» проявляется у новорожденных и передается следующим поколениям.

В 1992—1993 гг. ЮНЕСКО и ВОЗ определили коэффициент жизнеспособности России в 1,4 балла, который рассматривается специалистами как смертный приговор: «Нация с таким коэффициентом жизнеспособности уже не имеет внутренних источников поступа­тельного развития и иммунитета. Ее удел — медленная деграда­ция...».  Ниже нас только Республика Буркина-Фасо, до 80% населения которой является носителем СПИДа, а также Чад, Эфиопия, Южный Судан, имеющие балл от 1,1– 1,3[23]. По данным Института биологии развития им. Н. К. Кольцова  РАН, сегодня генетические нарушения выявляются у 30% родившихся в РФ детей.   По оценке директора Института геоэкологии РАН, академика В.И. Осипова: « Простая интерполяция роста генетических повреждений показывает, что если этот процесс и дальше пойдет такими темпами, то для вымирания людей потребуется всего лишь несколько поколений, так как генные повреждения у 30% особей популяции приводят к её гибели »[24].

Вместо заключения

Преступления против здоровья и жизни граждан имеют четко выраженную экологическую составляющую. Предметом этих правонарушений являетсянаше национальное богатство: человек и окружающая его среда. Законодательство в данной сфере не соответствует Конституции РФ и не защищает нас от преступных посягательств. Стратегические просчеты прошлых и нынешних руководителей, криминальная приватизация и техногенноколониальный тип  экономики («сырье в обмен на товары») стали  причинами  экономического кризиса и будущих потрясений. Устаревшие технологии и изношенная инфраструктура ведут к катастрофам, профессиональным и экологически зависимым заболеваниям. Люди живут во враждебной окружающей среде, потребляя опасные продукты питания, товары, лекарственные средства. Хищническая «экономия» собственников предприятий на охране природы, труда, технике безопасности, восстановлении морального и физического износа оборудования, заработной плате работников — не позволяют организовать элементарное возмещение потребленных факторов производства– труда, капитала, природных ресурсов. Занижение заработных платисключает возможность воспроизводства населения. Ежегодно умирают или становятся инвалидами около одного миллиона трудоспособных граждан и сто тысяч детей. Смертность трудоспособного населения в РФ в 4 раза выше, чем в ЕС. Национальное богатство страны расточается.

Специалисты в области «теории рисков» д.т.н. Вишняков Я.Д. и д.т.н. Радаев Н.Н. объясняют этот феномен необычайным терпением российского населения, которое «сохраняет пока меньшую чувствительность к несчастьям», чем граждане Европы. Положение настолько серьезное, что оценке этих ученых, «при использовании критериев приемлемости риска более развитых стран,всю хозяйственную деятельность в России придется остановить» [25]. Бывший директор НИИ статистики Госкомстата России, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ  В.М.Симчера утверждает: «До полного и окончательного истощения даровых сил природы и остаточного износа воспроизводимых национальных ресурсов и основных фондов, до тотальных техногенных катастроф и переполненной чаши народного терпения у нас, если коренным образом не менять нынешние порядки, остались отнюдь не сотни и не десятки, а всего лишь на пальцах считанные годы…».

Литература

1. Бринчук М.М. «Трудные времена экологического права». Сайт Института государства и права РАН.

2. Веревичева М.И. «Понятие и система экологических преступлений. Методологические аспекты. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ульяновск,2004.

3.Петрухина О.А. «Объект экологических преступлений». Тульский государственный университет.2013г.

4. Гичев Ю.П. «Здоровье человека и окружающая среда: SOS!» Москва, 2007 год.

5. Постановление Верховного Совета СССР от 27.11.1989г. «О неотложных мерах экологического оздоровления страны».  

6.Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 сентября 1974 года «О дальнейшем улучшении материальной 

    помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей». Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января

    1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей». Постановление ЦК КПСС и Совета

    Министров СССР и ВЦСПС от 14 мая 1985 года «О первоочередных мерах по улучшению материального благосостояния

    малообеспеченных пенсионеров и семей, усилению заботы об одиноких и престарелых гражданах».

 7.Приказ МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. N 222/59 « О порядке разработки декларации   

  безопасности промышленного объекта Российской Федерации». Распоряжением Госкомимущества РФ и Минприроды РФ от

  8 июня 1995 г. N 791-р/1«Список экологически опасных предприятий, организаций, приватизация которых должна       

  осуществляться с учетом экологического фактора».

  8. Постановление Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 44 (236) «О результатах

   проверки Комитета по управлению имуществом и Фонда имущества Иркутской области в части эффективности и    

   целесообразности использования федеральной собственности и выполнения в постприватизационный период  

  обязательств, принятых в ходе приватизации ОАО „Усольехимпром“.

  9. С.Н. Бобылев, В.С. Минаков, С.В. Соловьева, В.В. Третьяков Эколого-экономический индекс регионов РФ  WWF России,

   РИА Новости, Москва, 2012.

  10. Грошев А.Р… Анализ методических подходов к оценке ВВП с учетом экологического фактора. Известия Томского

   политехнического университета. 2006. Т. 309. №4

   11. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В.  ЭКОЛОГИЯ и ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.    

    Издательство политической литературы «Единство», Москва, 2003

   12. С.Н. Бобылев, В.С. Минаков, С.В. Соловьева, В.В. Третьяков Эколого-экономический индекс регионов РФ  WWF России,

         РИА Новости, Москва, 2012.

   13. Даниленко Л.Н. Экологическая политика в России: «Зеленая» экономика или рентно-сырьевая.Угрозы и безопасность

        12 (201) – 2013г.

   14. Бринчук М.М. Право на благоприятную окружающую среду как фактор национальной безопасности. Астраханский      вестник экологического образования №1(27)2014 г.

   15. Криминология. Учебник для вузов. Под редакцией Долговой А.И. Москва Издательство НОРМА. 2001 год.

   16. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в РФ в 2014 году».

   17. Дутчак А.В. Оплата труда за работу во вредных и опасных условиях. „Трудовое право“ N 2 (2009)

   18. Федорец  А.Г. Мишутинская Е.Н. Анализ развития системы аттестации рабочих мест в  СССР и в России.  Главный инженер. № 2, февраль 2012.   

   19. «Мониторинг условий и охраны труда в РФ». Минтруд РФ 2014г.

   20. Роик В.Д. «За порогом восприятия». «Экономика и жизнь» 22.12.2005г.

   21. Бобылёв С.Н., Захаров В.М. Гармонизация экономического развития и устойчивого использования природных ресурсов. Институт устойчивого развития.  Центр экологической политики России, 2010

   22. Сухаренко А.Н., Туровец А.Е., Жерновой М.В., Хренков О.В. Незаконный оборот водных биоресурсов на Дальнем Востоке как угроза экономической безопасности России: монография. – Владивосток: ЗАО ИД «Экономическая газета», 2014. – 66 с.

   23. Бринчук М.М. «Экологическое право» Учебник. -М.: Юристъ, 2003 год.

   24. Осипов В.И. «История природных катастроф на Земле». Вестник Российской Академии наук том 74.№11 (2004).

   25. Вишняков Я.Д., Радаев Н.Н. «Общая теория рисков». Учебное пособие. 2008г.

0 комментариев
Зарегистрируйтесь и войдите, чтобы отправить комментарий
Orgy
Orgy
Threesome
Threesome
Anal
Creampie
Creampie
Threesome
Orgy
Threesome
Creampie