Реформирование МВД Украины

Вслед за Российской Федерацией Украина приступает к реформированию МВД. Так, в июле нынешнего года законопроект «О полиции» № 10688 зарегистрировали в Верховной Раде Украины.

Романсы без финансов
Согласно требованиям законопроекта № 10688 работники органов внутренних дел, которые изъявили желание идти на службу в полицию, «подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, определенные Министерством внутренних дел Украины». Для этого должны создать Департамент полиции, в состав которого войдут соответствующие службы: криминальной полиции, полиции общественной безопасности, транспортной полиции, досудебного следствия, государственной охраны, внутренней безопасности, обеспечения, экспертно-криминалистическая, а также Украинское бюро Интерпола.
В соответствии со ст. 1 проекта закона «полиция является системой вооруженных правоохранительных органов государства». Она, как и милиция, предназначена для «охраны и защиты прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц, интересов государства и территориальных общин от противоправных посягательств, борьбы с преступностью, а также охраны общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности».
Предлагаются изменения и в оплате труда полицейских. Так, согласно статье 65 законопроекта денежное обеспечение рядового и младшего начальствующего состава полиции «не может быть меньшим размера пятикратного размера минимальной месячной заработной платы», а у среднего и старшего начальствующего состава – «не может быть меньшим размера семикратного размера минимальной месячной заработной платы». То есть полицейские должны получать по меньшей мере 5–7 тысяч гривен (к тому же денежное обеспечение «подлежит индексации»).
Следовательно, будущим полицейским современные правоохранители могут лишь позавидовать. Ведь сегодня зарплаты стражей порядка законодательно не прописаны. Более того, здесь есть определенные разногласия: ст. 19 Закона «О милиции» предусматривает, что размеры денежного обеспечения «устанавливаются Кабинетом Министров Украины». Однако вопреки требованиям закона оплата труда милиционеров устанавливается Указом Президента Украины (№ 926 от 04.10.1996 г.): «Об условиях денежного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава и оплаты труда работников органов внутренних дел».
Следует указать на то, что в президентском документе нет определений таких понятий, как «денежное обеспечение» и «денежное содержание». Хотя об отличиях и важности их размежевания свидетельствуют изменения в Законе Украины «О милиции», внесенные в ноябре 2006 года, в соответствии с которыми понятия «денежное содержание» было заменено понятием «денежное обеспечение». Довольно часто эти понятия толкуют в произвольной форме (например, путем издания писем и разъяснений, которые не являются нормативно-правовыми актами). Как свидетельствует судебная практика, такие подходы приводят к значительному занижению денежных выплат (по сравнению с их истинным размером). Так, ссылаясь на упомянутый указ № 926, руководство МВД считает, что обязательными составляющими денежного обеспечения (то есть минимальной зарплатой) каждого работника милиции является: должностной оклад, оклад за специальное звание, надбавка за выслугу лет и стопроцентная надбавка. Но эти выплаты достигают лишь 30% всей зарплаты, а оставшиеся 70% – необязательные надбавки, доплаты и премии. Тогда как у европейских полицейских все наоборот: в структуре их зарплаты обязательная часть составляет 70-80%, а стимулирующие надбавки – лишь 20–30%.
Поэтому из органов внутренних дел каждый год увольняются тысячи работников нижнего и среднего звеньев? Дефицит высококвалифицированных кадров – именно та причина, из-за которой уровень правоохранительной деятельности в Украине значительно ниже, чем в Европе.

Прогнозы и проблемы
Пятый раздел записки к законопроекту № 10688 под названием «Финансово-экономическое обоснование» содержит такую формулировку: «Реализация положений закона Украины после его принятия не будет нуждаться в дополнительных финансовых затратах, связанных со штатными организационными мерами превращения милиции в полицию. Финансирование этих затрат предлагается осуществлять в пределах ассигнований, предусмотренных на содержание Министерства внутренних дел Украины и за счет штатной оптимизации при переаттестации личного состава».
Как будут осуществлять переаттестацию и где те подсчеты, по которым можно сэкономить миллионы гривен, необходимые для изготовления новых удостоверений, значков, униформы, бланков, печатей и т.п.? К сожалению, ответа в этой записке нет.
Также возникает вопрос, связанный с предоставлением украинским полицейским функции «проверки субъектов хозяйствования». Насколько эта новелла имеет право на жизнь, сказать тяжело. По крайней мере, в нынешних условиях их действия будут противоречить статье 26 Закона «О защите прав потребителей» и приказа № 310 Министерства экономического развития (именно оно и отвечает за проведение проверок субъектов хозяйствования).
В сопроводительной записке отмечается, что «с принятием указанного закона будут установлены новые стандарты для главного правоохранительного института в государстве, сформируются современные демократические принципы функционирования полиции, что будет содействовать эффективному исполнению возложенных на нее обязанностей, с одной стороны, и надлежащему контролю за ее деятельностью, со другой. Положения закона, посвященные статусу сотрудника полиции и прохождению службы в полиции, позволят обеспечить прием на службу в полицию достойных, профессионально подготовленных специалистов и дальнейшее прохождение ими службы исключительно на профессиональной основе. Гарантии правовой и социальной защиты, закрепленные в законе, повысят престижность службы в полиции и будут содействовать укреплению профессионального кадрового ядра полиции…».
В сопроводительной записке также речь идет о необходимости изменения название «милиция» на «полицию», исходя из того, что «согласно этимологическим источникам слово «милиция» означает нерегулярные вооруженные формирования, которые используются в том числе и для поддержки общественного порядка, формирующиеся из добровольцев и не входящих в состав официальной системы государственных правоохранительных органов во время революционных преобразований в государстве. В этом значении оно используется в большинстве стран мира. Милиция именно и была образована как исполнительный орган по охране революционного общественного порядка в 1917 году после известных революционных событий, которые имели место в бывшей Российской империи. В дальнейшем термин «милиция» был воспринят советским правительством России и распространялся на территории и страны, которые попали в сферу влияния СССР. Вместе с тем слово «полиция» означает систему государственных служб и органов, которые выполняют на профессиональной основе функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью. Поэтому слово «полиция» наиболее соответствует статусу и задачам того органа, который сегодня в Украине называется милиция. Изменение названия «милиция» на «полицию» отвечает и европейским стандартам».
Между прочим следует заметить, что еще в марте 2012 года Министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко на встрече с журналистами был вынужден признать: по уровню своего обеспечения наши правоохранители до евростандартов еще не дотягивают (это мягко гоаоря). Поэтому едва ли может идти речь о полиции европейского образца в условиях невысокой зарплаты, слабой социальной защищенности и недостаточного количества технических средств. А механическое переименование можно оценивать только с такой точки зрения: «наклей марку «Мерседес-Бенц» на «Запорожец» он от этого машиной не станет».
www.viche.info/journal/3288/
Прикрепленные файлы

Прикрепленные файлы доступны только зарегистрированным пользователям

0 комментариев
Зарегистрируйтесь и войдите, чтобы отправить комментарий