Ознакомление сотрудника с материалами служебной проверки

Раздел: Реформа МВД
05.06.2014 16:53
Уважаемые коллеги. Столкнулся с такой вот задачей, связанной с реформой МВД.
На основании заключения по материалам служебной проверки по факту нарушения сотрудником ОВД служебной дисциплины сотрудник был уволен по «резиновому» основанию – в связи с утратой доверия.
В момент ознакомления с заключением по служебной проверке ему позволили лишь прочесть заключение, отказали в его копировании и в ознакомлении со всеми остальными материалами служебной проверки, что лишило его возможности воспользоваться правом на защиту, поскольку сразу после ознакомления с заключением его ознакомили с приказом об увольнении. Таким образом, сотрудник фактически был лишен возможности заявить ходатайства, задавать вопросы, заявлять отводы, приводить дополнительные обоснования своей невиновности и т.п.
Отказ в ознакомлении с материалами служебной проверки ОВД мотивировал тем, что они (материалы) являются документами ограниченного распространения, имеют гриф «Для служебного пользования» и, кроме того, в соответствии с п.2 ч.6 ст. 52 ФЗ РФ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 30.11.2011 № 342-ФЗ сотрудник имеет право знакомиться только с заключением по служебной проверке. Право на ознакомление с иными ее материалами в вышеприведенных нормативных актах буквально не регламентируется, а значит, по мнению работодателя, такое право отсутствует.
Служебная проверка проводилась только в отношении сотрудника, в связи с чем, считая, что ознакомление с ее материалами не может повлечь негативных последствий для кого бы то ни было, а так же будучи убежденным, что такой отказ нарушает его право на доступ к информации, он обратился с заявлением в районный суд, в котором просил обязать ОВД ознакомить его с материалами служебной проверки.
Доводы истца в суде (районном и апелляционной инстанции):
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Поскольку материалы проводимой только в отношении сотрудника служебной проверки содержат информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы, отказ в ознакомлении его с этими материалами незаконен.
Указанная конституционная норма получила дальнейшую детализацию в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 названного ФЗ РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы».
В соответствии с частью 1 статьи 9
названного ФЗ РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами».
Вынося решение, Суд в нарушение приведенных законоположений не сослался на какой-либо Федеральный закон, ограничивающий право на ознакомление с материалами проводимой в отношении сотрудника служебной проверки, а сослался на положения п.2 ч.6 ст. 52 ФЗ РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», регламентирующего в качестве права сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка – его ознакомление с заключением по служебной проверке, а также на приказ МВД, относящий материалы служебной проверки к документам ДСП.
Необходимо отметить, что данное законоположение, определяя право сотрудника знакомиться с заключением по служебной проверке, не регламентирует ограничения права сотрудника на его ознакомление с иными материалами проведенной в отношении него служебной проверки.
Данные материалы содержат информацию, на основании которой было принято решение о его увольнении из ОВД, в связи с чем их содержание непосредственно затрагивает его права и свободы.
Кроме того, отказ ОВД ознакомить его с материалами проведенной в отношении него служебной проверки, противоречит ст. 380 ТК РФ: «Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав». Кроме того, в соответствии с положениями ст. 62 Трудового кодекса РФ «По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно»

Обжалуемые решения судов противоречат судебной практике, опубликованной в Бюллетене Верховного Суда РФ№ 10 2010 (Решение Верховного Суда РФ от 16 февраля 2010 г. N ГКПИ09-1605).
Из обозначенного решения становится очевидной позиция Верховного Суда РФ о недопустимости воспрепятствования ознакомлению лица с материалами, проведенной в отношении него служебной проверки.
Отказ в ознакомлении сотрудника с материалами проводимой в отношении него служебной проверки не позволяет ему осуществлять самозащиту своих трудовых прав (заявлять ходатайства, приносить жалобы и другими законными способами защищать свои права и свободы), что фактически ограничивает доступ к правосудию.
ИТОГ:
В удовлетворении исковых требований районным судом было отказано на вышеприведенных основаниях. (Материалы ДСП) Краевой суд оставил данное решение в силе.
Так что, ТУПИК?
5 комментариев
за +1 спасибо, но дальше-то что? Не уж-то для ответа на этот вопрос в КС жаловаться?
Вполне вероятно, Вновь принятый закон "о прохождении службы..." отменяет ранее действующие нормы, включая более общие нормы Трудового кодекса. Может ли судья в закрытом заседании взять подписку и ознакомить заявитель с ДСП-м материалом? - Не встречался с подобной практикой.
С уважением, Виталий Малоземов
Уважаемый Виталий,
Может ли судья в закрытом заседании взять подписку и ознакомить заявитель с ДСП-м материалом?
Конечно, судья все может, если хочет. Но как его заставить «захотеть»?
Уважаемый Сергей Витальевич! А этот сотрудник МВД обжаловал законность его увольнения или он лишь желал ознакомиться с материалами служебной проверки в отношении него под грифом «ДСП»? В судах такой проблемы не существует, всё решается на заседании ККС, при этом представленные документы инициатором (председатель суда, Совет Судей, ККС субъекта РФ) представляются без ограничения для ознакомления преследуемого и его представителя. Заседание ККС при наличии на то оснований проводится в закрытом режиме. Документы ОРД должны быть легализованы, если нет, то не принимаются во внимание, т.к. решение не может быть основано на слухах, домыслах, непроверенных данных.
Уважаемый Анатолий Витальевич, сотрудник обжаловал увольнение, материалы служебной проверки были предоставлены суду, который (на вышеприведенных основаниях) цитирую из протокола: «ознакомился с материалами служебной проверки в совещательной комнате», отказавшись знакомить с ними истца, сделав вывод и огласив следующее: вина в инкриминируемом деянии подтверждается материалами служебной проверки. Уверен, что отказ в ознакомлении связан с «белизной ниток», которыми «сшито» дело об утрате доверия. Ведь, действительно, странно: заключение, равно как и иные материалы, тоже имеет гриф «ДСП», но с ним истца ознакомили, а вот с остальными материалами, доказывающими виновность в инкриминируемом проступке — нет.
С уважением, С.В. Трофименко
Зарегистрируйтесь и войдите, чтобы отправить комментарий