Доклад В.И. Селиверстова о Концепции развития уголовно-исполнительной системы в РФ на заседании Союза криминалистов и криминологов (15.02.2011 - МГЮА)

5 февраля 2011 г. на заседании Союза криминалистов и криминологов в Московской государственной юридической академии был сделан доклад профессора, бывшего начальника НИИ ФСИН России Вячеслава Ивановича Селиверстова о Концепции развития уголовно- исполнительной системы в РФ.В докладе данная Концепция и ее научное обоснование были подвергнуты серьезной критике.
Предлагаем Вашему вниманию содержание доклада.

Вячеслав Селиверстов
Доктор юридических наук профессор
Заслуженный деятель науки РФ
Профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Утопия вместо Концепции



Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 года № 1772-Р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Основное внимание пенитенциарной науки будет сосредоточено на научном обеспечении реализации положений Концепции. Вместе с тем, существуют проблемы, решение которых не охватываются положениями Концепции, либо предлагаемые в Концепции решения вызывают определенные сомнения.

1. Важным направлением научных исследований является разработка комплекса проблем, связанных с оценкой эффективности деятельности действующей системы исправительных учреждений по исполнению наказания в виде лишения свободы.
На первом этапе необходима научная разработка критериев и показателей эффективности. Речь идет о таких критериях и показателях, которые характеризуют не внутриведомственные успехи и достижения, а вклад уголовно-исполнительной системы в обеспечение правопорядка в стране, защиту прав и законных интересов личности. При решении этой проблемы основным будет являться вопрос об отслеживании на постоянной мониторинговой основе уровня постпенитенциарного рецидива. В настоящее время по официальной статистики об уровне рецидива можно косвенно судить по показателям совершенных повторных преступлений в расчете на общий массив лиц, совершивших преступление. В среднем, этот уровень колеблется около 26 %. Однако данный показатель не позволяет судить об эффективности деятельности системы исправительных учреждений и (или) ее отдельных звеньев. Согласно выборочным научным исследованиям в течении трех лет после освобождения совершает новое преступление в среднем 55,0 % освобожденных их колонии общего режима и 29,6 % — из колонии строгого режима (данные приведены на основе деятельности колоний общего и строгого режимов Томской и Кемеровской областей). На основе этого же исследования выявлены очень интересные и значимые различия в постпенитенциарном рецидиве в зависимости от вида преступлений, оснований освобождения от отбывания наказания, возраста преступника, его образования, семейного положения и т.д.

Так, например, постпенитенциарный рецидив среди условно-досрочно освобожденных из колонии общего режима составил 68 %, а по отбытию срока этот рецидив равен 47 %, из колонии строгого режима соответственно – 39% и 21%.
Все это актуализирует реализацию предложений о создании научно-теоретической модели учета постпенитенциарного рецидива с последующей ее апробацией и внедрением в систему статистического учета результатов борьбы с преступностью. Похожая система учета существовала в СССР, нет каких-либо значимых препятствий в том, что бы эта система на новом уровне была внедрена и в России.
На втором этапе необходимо научная разработка системы факторов, влияющих на постпенитенциарный рецидив, а также механизма их действия.
В этой системе факторов можно было бы выделить тот вклад (негативный или позитивный), который вносит в рецидив система исполнения уголовных наказаний.

На третьем этапе следует разработать комплекс мер, направленных на усиление позитивных факторов и ослабления факторов, провоцирующих рост постпенитенциарного рецидива.

К сожалению, в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года создание системы учета постпенитенциарного рецидива не предусмотрено. Более того, она без достаточных научно-обоснованных оснований исходит из оценки действующей системы исправительных учреждений как неэффективной. Поэтому в качестве стратегической задачи в Концепции определено совершенствование системы исправительных учреждений путем открытия тюрем общего, усиленного и особого режимов, а также колонии-поселений с обычным и усиленным наблюдением. Концепцией предусматривается открыть новые тюрьмы в 2013 – 2016 годах, согласно предварительным расчетам для содержания осужденных к лишению свободы потребуется открыть 246 тюрем общего режима, в том числе 58 тюрем для женщин, 161 тюрьму усиленного режима и 21 тюрьму особого режима, всего 428 тюрем.
Реалистичность данного положения Концепции вызывает большие сомнения. Разрешить их будет возможно после подготовки основанной на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006 года) модели тюрьмы. Данная задача, а именно разработка модели тюрьмы, закреплена в Концепции, ее решение является приоритетным для пенитенциарной науки. Предварительно такая модель была создана в 2009-2010 годах в НИИ ФСИН России. Она показала, что для создания тюрем, отвечающим европейским требованиям, потребуются значительные материальные средства. В 2008 году строительство одного следственного изолятора, отвечающего европейским стандартам, обходилось федеральному бюджету в 100 млн. рублей в расчете за одно место для содержания подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений. Строительство тюрем для отбывания наказания будет стоить дороже, поскольку для отбывания наказания в соответствии с европейскими стандартами необходимо дополнительная инфраструктура. В частности при блоковой системе размещения осужденных (до 50 осужденных) требуется наличие комнаты разогрева и приема пищи, спортивного зала (комнаты), комплекса душевых кабин, комната проведения культурно-воспитательной работы, ряда служебных кабинетов для работы психолога и социального работника, службы надзора и конвоирования и т.д. Существенно увеличится расходы на администрацию тюрем. Так, согласно научно-обоснованным нормативам штатной численности учреждений тюремного типа, подготовленным НИИ ФСИН России в 2009 году, в тюрьме общего режима потребуется 56,4% единиц персонала от общего числа осужденных, в тюрьме усиленного режима – 60,3%, а в тюрьме особого режима – 101%. В настоящее время для действующих исправительных колоний этот коэффициент составляет не более 30% в зависимости от вида исправительного учреждения. Иными словами, реализация Концепции потребует многократного увеличения персонала системы ФСИН!
Между тем, в распоряжении Правительства Российской Федерации от 10 октября 2010 года предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Концепцией осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели. Это означает, что необходимые средства не запланированы в бюджете, их необходимо будет на каждый год истребовать из бюджета. Как известно, в числе приоритетных задач в России модернизация ее экономики, пенсионная реформа, реформа здравоохранения, проведение в 2014 году зимних Олимпийских игр, а в 2018 году – Чемпионата мира по футболу и т.д.

Не только материальные соображения вызывают опасения в реализации задачи по переходу на тюремное содержание, но и то каким видится в тюрьмах авторам тюремной реформы сам процесс отбывания наказания. Условия отбывания наказания в тюрьмах достаточно подробно описаны в первоначальных вариантах Концепции.
Так, предполагается, что в тюрьмы различного видов режима должны быть переведены около 500 тысяч осужденных. Эта цифра может быть реальной, если численность осужденных в местах лишения свободы будет сокращена более, чем на 300 тысяч человек. Инициаторы Концепции полагают, что такое сокращение даст принятие изменений в УК РФ в части декриминализации ряда составов и либерализации судебной практики. Однако, на наш взгляд, недооценивается то, что либерализация может проявиться только в отношении тех лиц, которые осуждены за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. Между тем, согласно официальным статистическим данным в местах лишения свободы отбывают наказание более 80% лиц, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В отношении этих категорий осужденных возможности либерализации крайне ограничены. Поэтому представляется, что, если будет принято решение о переводе осужденных в тюрьмы, то это коснется свыше 700 тысяч осужденных к лишению свободы!
Большинство осужденных на первоначальном этапе должны содержаться в строгих условиях отбывания наказания. Указанные условия предусматривают содержание в камерах, они не предусматривают проведение прогулок осужденных, занятие трудом, учебой, проведение каких-либо досуговых индивидуальных или коллективных воспитательных мероприятий, кроме просмотра телевизора для прослушивания записи лекций начальника тюрьмы. Резко сокращены количество длительных и краткосрочных свиданий, получение посылок и передач, а на особом режиме в тюрьме их не предусмотрено вообще. Сокращена сумма денег, которые осужденные могут расходовать на приобретение продуктов питания.

По условиям содержания предполагаемая тюремная система похожа на Пенсильванскую пенитенциарную систему (США), суть которой заключалась в строгой изоляции осужденных в одиночных камерах без общения между собой и внешним миром. После того как она повлекла увеличения среди осужденных числа суицидов и тяжелых психических заболеваний, власти США от данной системы отказались. Было констатировано, что после нескольких лет заключения осужденный терял способность для пребывания на свободе.
В России столь жесткие условия отбывания наказания в тюрьмах встречались в 50-х годах прошлого столетия, они были установлены для лиц, осужденным к каторжным работам за злодеяния, совершенные в годы Великой Отечественной войны (карателей, предателей, старост и т.д.).

Указанные жесткие условия содержания в тюрьмах могут повлечь десоциализацию личности осужденных и как следствие увеличить постпенитенциарный рецидив.

2. Важным направлением научных исследований является изучение личности осужденных.
С 12 по 18 ноября 2009 года в исправительных учреждениях страны прошла восьмая специальная перепись осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей. В настоящее время идет подготовка специальных изданий, посвященных характеристики отдельных категорий осужденных (отбывающих наказание в тюрьмах и в колониях-поселениях, несовершеннолетних осужденных, осужденных женщин, осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, и т.д.). В этом важном деле принимает участие ученые МГУ им. М.В. Ломоносова, Томского государственного университета, Дальневосточного федерального университета, Московского государственного лингвистического университета, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, ВНИИ МВД России, НИИ ФСИН России, аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области и других организаций.
Перепись зафиксировала тенденцию по дальнейшей десоциализации личности осужденных, утрате ими социально-полезных связей. Так, 52,9 % осужденных не учились и не работали до осуждения, большинство из них вели паразитический образ жизни, не имея трудовых навыков. Впервые за время проведения специальных переписей осужденных (с 1970 года по настоящее время) появилась категория осужденных не имеющих образования, иначе говоря, не грамотных. Этот процент пока не столь значим, он составляет 1,8%, однако он свидетельствует о неблагополучии в системе семейного и школьного воспитания и о безнадзорности детей.

Как известно, семья является действенным антикриминогенным фактором. Между тем, как показала перепись, 77,1 % осужденных не состояли в браке на момент осуждения (в 1999 году таких лиц было 69,1%). Показательно, что у 47 % лиц, состоявших в браке на момент осуждения, брак во время отбывания наказания в виде лишения свободы был расторгнут (в 1999 году эта доля составляла 32 %). Установлено, что почти половина (48,1%) осужденных в 2009 году не воспользовались правом на телефонные переговоры, а 68,8 % не получили от родственников ни одного денежного перевода. В 2009 году краткосрочными свиданиями не воспользовались 56,5% осужденных, а длительными 66,1%. По результатам предыдущих переписей эти проценты значительно ниже, особенно в советский период развития нашего государства.

Предполагаемое в Концепции тюремное содержание со строгой изоляцией осужденных может привести к тому, что процессы десоциализации осужденных усилятся, что приведет к потере социально-полезных связей у тех осужденных, у которых такие связи еще имеются. Все это может повлечь значительные затраты государства по восстановления указанных связей путем строительства центров ресоциализации лиц, освобожденных из исправительных учреждений. В криминологическом плане усиление десоциализации осужденных чревато повышением уровня постпенитенциарной рецидивной преступности и, как следствие, разочарованием общества в эффективности принимаемых мер по борьбе с преступностью.

3. Одним из направлений научных исследований является разработка проблем исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусмотрено преобразование действующих воспитательных колоний в воспитательные центры, где осужденные отбывали бы лишение свободы до освобождения из воспитательного центра. Всего предполагается вместо 62 воспитательных колоний открыть 33 воспитательных центра, то есть один воспитательный центр на три субъекта Российской Федерации. Одной из причин является также небольшая численность несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Как ожидается, в результате такого сокращения будет достигнута экономия бюджетных средств. С таким решением согласиться никак нельзя!
Во-первых, экономия бюджетных средств, даже в условиях экономического кризиса, не всегда уместна в сфере борьбы с преступностью, тем более, когда речь идет о несовершеннолетних. Сокращение числа осужденных подростков обусловлено как изменением в уголовной политики, в частности ее гуманизацией по отношению к несовершеннолетним, так и демографическими процессами, происходящими в России. Нестабильная обстановка 90-х годов стране отрицательно сказалась на рождаемости, уровень который значительно снизился. Так, в 1990 году на тысячу человек населения было 13,4 родившихся, а в 1996 году соответственно только 8,9. Возникшая демографическая проблема сказалась в настоящее время, в том числе значительным уменьшением численности подростков. Только с августа 2009 года впервые за последние 15 лет зафиксирован естественный прирост населения – констатировал в послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д.А.Медведев.
Так что же придется делать, когда после изменения демографической ситуации будет увеличиваться численность несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы? Вновь открывать воспитательные центры (колонии)?
Во-вторых, результаты специальной переписи свидетельствуют о глубоких проблемах в исполнении лишения свободы в отношении несовершеннолетних. Углубляющийся разрыв социальных связей с семьей, родителями, близкими, необеспеченность производительным трудом осужденных, пробелы в социальной реабилитации после освобождения из мест лишения свободы – вот неполный их перечень. В этих условиях было бы целесообразно не экономить бюджетные средства, а перенацелить их на решение указанных проблем. Создалась уникальная ситуация, когда в воспитательных центрах (колониях) один сотрудник приходится на одного несовершеннолетнего осужденного. Соответственно можно и нужно требовать более качественной работы с несовершеннолетним осужденным, его социального сопровождения после освобождения. Вместо этого, укрупнение воспитательных центров (колоний) с отрывом несовершеннолетнего от семьи, размывание ответственности за результаты деятельности среди немногочисленного персонала и как следствие рост рецидивной преступности.
В-третьих, при столь значительном укрупнении воспитательных центров (колоний) система воспитательной и социальной работы с несовершеннолетними осужденными будет обеднена в связи с тем, что в ней не будут участвовать органы государственной власти и органы местного самоуправления того субъекта Российской Федерации, на территории которого находилось пенитенциарное учреждение и жители которого отбывали в ней наказание. Вся практика работы с несовершеннолетними осужденными показывает, что в большей степени ущемленными себя чувствуют те несовершеннолетние осужденные, которые прибыли из других субъектов Российской Федерации.
В-четвертых, не следует забывать и о криминальном потенциале несовершеннолетних осужденных, который может себя проявить при объединении в одном пенитенциарном учреждении для несовершеннолетних осужденных из разных субъектов Российской Федерации. Администрация этого учреждения может «не удержать ситуацию» и допустить преступления и другие чрезвычайные происшествия в условиях укрупнения данных учреждений.

4. Требуется изучение основных направлений и форм участия институтов гражданского общества в реализации функции государства по исполнению уголовных наказаний.
В рамках данного направления наиболее актуальными представляется научная разработка: а) общественного контроля за обеспечением прав человека в местах лишения свободы, осуществляемого общественными наблюдательными комиссиями в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ; б) общественного содействия в проведении воспитательной работы, оказании социальной помощи осужденным, особенно при освобождении от отбывания наказания; в) изучение общественного мнения о деятельности уголовно-исполнительной системы, в том числе и в региональном аспекте.
Как показали данные специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей 2009 года, 81,3 % осужденных отбывают лишение свободы в пределах субъекта Российской Федерации, где они постоянно проживали. Этот результат дает основания для подготовки системы регионального мониторинга изучения общественного мнения о деятельности уголовно-исполнительной системы. Указанная проблема разрабатывалась НИИ ФСИН России в 2008-2010 годах, было проведено региональное изучение общественного мнения в пилотажном варианте. В настоящее время исследование этой проблемы руководством ФСИН свернуто.

5. Важным направлением является исследование проблем имплементации международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительное законодательство и практику исполнения наказания. Данная работа активно проводилась в НИИ ФСИН России в 2008-2009 годах. К сожалению, в настоящее время она приостановлена в связи с увольнение ведущих специалистов из этого НИИ.

6. Следующим направлением является научные исследования деятельности персонала исправительных учреждений во всем богатстве проблем, которые при этом возникают: требования к персоналу и его подбор; обучение и профессиональная подготовка персонала; социальная защита и льготы персонала; условия труда и эффективность деятельности персонала; предупреждение коррупционных проявлений и профессиональной деформации персонала; ответственность персонала и т.д.
В решении этих проблем определенную помощь могла бы оказать всероссийская специальная перепись персонала исправительных учреждений, которая показала бы уровень соответствия персонала тем требованиям, которые к нему предъявляются международными стандартами и национальным законодательством. Такая перепись позволила бы получить достоверные данные о самом главном звене персонала, а именно о тех лицах, которые непосредственно работают с осужденными.
Подготовка к проведению специальной переписи персонала исправительных учреждений была начата в конце 2008 года. Однако произошедшие штатные перемены во ФСИН России привели к тому, что это перспективное научное исследование руководством ФСИН было исключено из планов работы.
5 комментариев
Доклад В.И. Селиверстова о Концепции развития уголовно- исполнительной системы в РФ на заседании Союза криминалистов и криминологов
Очень полезный материал. Спасибо!
Здраствуйте, уважаемый профессор В.Селиверстов!
Большое спасибо за содержательный анализ Концепции развития УИС РФ. К сожалению в Казахстане Правительство также не видет четкого пути (вектора) развития уголовной и уголовно-исполнительной политики. В пункте №4 Вы правильного указали, что ресурсы гражданского общества государством пока не востребованны. Существующие проблемы в системе исполнения наказаний в РФ четко «проявляются» в Казахстане и других государствах Центральной Азии. Не секрет, что в наших странах практически не осуществляется научное обеспечение деятельности органов и учреждений УИС. Если эти проблемы обострились сейчас в РФ, то у нас они проявляются в более ужасном варианте. В Казахстане эксперты уже 3 года ломают голову о создании «Национального превентивного механизма» в рамках выполнения ФП Конвенции ООН против пыток. Министерство юстиции РК выбрало позицию «страуса».
Ситуацию с тюремным персоналом можно сравнить с известным крылатым выражением «Дело ясно, что дело темное».
Большое спасибо Вам.
С уважением, Куат Рахимбердин
Интересный, полезный,
Большое спасибо за здравую оценку от лица действующих сотрудников ФСИН!Дошло уже до того ,что в учреждениях делают участки по типу тюрем. И это при полном отсутствии законодательной базы...Как потом оправдываться будем?!
Зарегистрируйтесь и войдите, чтобы отправить комментарий