Международная летняя Байкальская юридическая ШКОЛА


 

С 28 июня по 3 июля 2018 года в Бурятском государственном университете прошла Международная летняя Байкальская юридическая школа, соорганизаторами которой выступили Саратовская государственная юридическая академия, Российский университет дружбы народов, Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, Университет правоохранительной службы Монголии, Ассоциация сравнительного правоведения Китая, а также Союз криминалистов и криминологов России.

Дацан

Человеческое, слишком человеческое… (почти по Ф. Ницше)

Не столько криминологическое, сколько криминальное… Статья опубликована в:

Телескоп. Журнал социологических и маркетинговых исследований. №3. 2018. С. 15-18.

 

Яков Гилинский

доктор юридических наук

профессор

 

Человеческое, слишком человеческое[1]

 

Аннотация: в статье критически оценивается возможность создания справедливого общества без насилия и взаимоуничтожения.

Ключевые слова: человечество, насилие, взаимоуничтожение, омницид

 

История человечества –

                                                                                                                                                                    история зла на Земле.

                                                                                                                                                  В. Швебель

 

                                                                                                                                                       Вся история человечества –

одно сплошное преступление.

                                                                                                                                 А. Макаревич

 

Человек отличается от животных

                                                                                                                                              именно тем, что он убийца.

                                                                                                                   Э. Фромм

 

Предисловие

Сразу оговорюсь: я люблю Жизнь, Творчество, Искусство, Путешествия. И, конечно, мою Наташу. Да и морепродукты, и коньяк… Я знаю немало умных, порядочных, доброжелательных людей. У меня хорошие дети-внуки. Но все это не мешает мне думать о Человечестве. И чем дальше (чем ближе к Концу), тем с большим отвращением… Об этом – многие мои публикации[2]. Предлагаемые рассуждения — лишь очередная попытка более или менее прояснить, — прежде всего, для себя, — что же это за напасть такая на Земле, готовая уничтожить все живое на ней?!

 

Между историей и социологией

Представителям животного мира Земли присуща агрессия, как средство выживания, «борьбы за существование». Агрессия животных инструментальна: за самосохранение, за пищу, борьба за самку, защита детенышей и т.п. Первобытный человек сохраняет эту агрессивность, но уже начинается отход от чистой инструментальности. Иначе почему археологи обнаруживают массовые останки людей с черепами, расколотыми первобытными орудиями?[3]… Обороняться от хищных зверей – да, бороться за самку (простите, женщину) – да, опасаться представителей соседних племен – да. Но зачем же их убивать «просто так, для интереса»? Вот так начался переход от агрессии животных к человеческому насилию.

Если агрессия – средство «борьбы за существование», выживание то социальное насилие, присущее только человеку, — есть средство «сверхборьбы» за «сверхсуществование» (лучшее, комфортное, богатое, привилегированное существование).

От первобытного человека к рабовладению, далее к феодализму и капитализму, «социализму» — путь возрастания возможностей и средств социального насилия: от первобытного топора к стрелам – мушкетам – пистолетам – танкам и самолетам – атомному оружию… Наконец-то человечество от сотен – тысяч – миллионов жертв войны готово перейти к тотальному самоуничтожению (омнициду)[4]

Очень важно понять истоки, механизм социального насилия. Очевидно, человек, получивший в процессе исторического становления и развития возможность улучшать свое земное существование – «вкуснее» и разнообразнее питаться; теплее и «красивее» одеваться; жить все в лучшем, все более удобном жилище; владеть все большим количеством рабов/слуг/подчиненных и т.п. – будет все активнее, все яростнее, все «насильственнее» сражаться за сохранение добытых благ и приобретение благ все новых и новых. Позднее это будет осмысленно как «денег много не бывает»… Но и этого мало: «у соседа сдохла кобыла, казалось бы, какое мое дело? А все-таки приятно»… «Быть как все», «быть лучше, чем они» — не только сегодняшние «лозунги», а передающиеся из поколения в поколение. «Зарождение дифференцированного потребления вообще датируется более ранним временем, чем появление чего-либо, что можно было бы безусловно назвать денежной силой. Такое потребление восходит к начальной фазе хищнической культуры…»[5].

 

Подробнее о капитализме / социализме

Формирование капиталистических общественных отношений явилось безусловным шагом вперед по сравнению с рабовладением / феодализмом. Но что значит «вперед»? Где критерий позитивного развития? И здесь, как во всем, возможны различные точки зрения. Я исхожу из того, что высшими ценностями человека являются его Жизнь и Свобода. В том числе, продолжительность жизни и здоровье человека и все большая свобода от природных и социальных ограничений.

По сравнению с предыдущими формациями (кто не согласен с вышеприведенной классификацией – предложите любую другую) капитализм является прогрессом и в части лучшего обеспечения здоровья и продолжительности жизни, и в плане повышения степени свободы.

Очень интересно произошло с социализмом. Теоретически – это дальнейший шаг вперед – ко все большей свободе. «Весь мир насилья мы разрушим…  Кто был никем, тот станет всем». Практически, на примере «социалистических» стран, включая СССР, — шаг назад (или в сторону).  Да, был вполне продвинутый «шведский социализм», но и он продолжался недолго.  И вот здесь-то может и «зарыта собака» в деле понимания природы человека. Ведь социализм предполагает всеобщее равенство (ура, свобода!), всеобщий труд во благо всех. А вот трудиться не исключительно для себя, а для всех – зачем усердствовать? И «социализм» стал резко уступать «капитализму» в развитии производства, технологий. Да, в саморазвенчании социализма в значительной степени виновато то, где он стал реализовываться. Отсталая во всех отношениях Россия была не лучшим полигоном апробирования новой формации… Но нигде и никогда действительно очень соблазнительные принципы социализма не будут реализованы. Нигде и никогда люди en masse не будут самозабвенно трудиться на общее благо… Да, есть альтруизм, самопожертвование у людей (и у животных!), но это отдельные проявления, не меняющие общей картины эгоизма и конкуренции.

Ну, а как развивался и развивается капитализм?

Становление капиталистических общественных отношений, капиталистической свободной экономики, основанной на принципе laissez faire, явилось мощным стимулом развития промышленности, экономики, технологий. Промышленные революции следовали одна за другой, венцом коих явилась нынешняя Четвертая. Но, как все на свете (не забывайте принцип Инь-Ян!), бурное позитивное развитие влекло негативные последствия, которые со временем все больше омрачали радость прогресса. И если во времена К. Маркса, Ф. Энгельса это были противоречия между трудом и капиталом, между рабочими и капиталистами, то к обществу постмодерна (с 1960-1980-х годов) классовые различия и классовые противоречия step by step сменились расколом человечества и населения каждой страны на включенных (included) в активную экономическую, политическую, культурную жизнь и фактически исключенных (excluded) из экономической, политической, культурной жизни. Я много писал и публиковал об этом[6], поэтому повторюсь кратко.

Одним из системообразующих факторов современного общества является его структуризация по критерию «включенность / исключенность» (inclusive / exclusive). Понятие «исключение» (exclusion) появилось во французской социологии в середине 1960-х как характеристика лиц, оказавшихся на обочине экономического прогресса. Отмечался нарастающий разрыв между растущим благосостоянием одних и «никому не нужными» другими[7].

Работа Рене Ленуара показала, что «исключение» приобретает характер не индивидуальной неудачи, неприспособленности некоторых индивидов («исключенных»), а социального феномена, истоки которого лежат в принципах функционирования современного общества, затрагивая все большее количество людей[8]. Исключение происходит постепенно, путем накопления трудностей, разрыва социальных связей, дисквалификации, кризиса идентичности. Появление «новой бедности» обусловлено тем, что «рост благосостояния не элиминирует униженное положение некоторых социальных статусов и возросшую зависимость семей с низким доходом от служб социальной помощи. Чувство потери места в обществе может, в конечном счете, породить такую же, если не большую, неудовлетворенность, что и традиционные формы бедности»[9].

Рост числа «исключенных» как следствие глобализации активно обсуждается З. Бауманом. С его точки зрения, исключенные оказываются «человеческими отходами (отбросами)» («wasted life»), не нужными современному обществу. Они являются неизбежным побочным продуктом экономического развития, а глобализация служит генератором «человеческих отходов»[10].

Один из крупнейших современных социологов И. Валлерстайн полагает, что мир разделен на «центр» и «периферию», между которыми существует неизменный антагонизм. При этом государства вообще теряют легитимность, поскольку либеральная программа улучшения мира обнаружила свою несостоятельность в глазах подавляющей массы населения Земли[11]. В другой работе он приходит к убеждению, что капиталистический мир вступил в свой терминальный, системный кризис[12].

О катастрофических последствиях страшного экономического неравенства пишет Лауреат Нобелевской премии по экономике Дж. Стиглиц[13].

Все основательнее вырисовываются два лица свободной экономики, свободных рыночных отношений[14].

С одной стороны – безусловный экономический рост; повышение уровня жизни и расширение возможностей «включенных» жителей развитых стран Европы и Северной Америки, Австралии и Юго-Восточной Азии; фантастическое развитие техники и новейших технологий.

С другой стороны – растущее социальное и экономическое неравенство; экономические преступления; формирование организованной преступности, как криминального предпринимательства; все возрастающий удельный вес теневой («серой», «неформальной», «второй», «скрытой», «подпольной») экономики; растущее недовольство большинства населения господствующим в политике и экономике меньшинством и др. 

Особенно задуматься над «Новым миром» заставляют труды С. Жижека[15]. В «Размышлениях в красном цвете» (намек на коммунистическую доктрину), он демонстрирует фактически завершенный раскол мира на два полюса: «новый глобальный класс» — замкнутый круг «включенных», успешных, богатых, всемогущих, создающих «собственный жизненный мир для решения своей герменевтической проблемы» (с.6) и – большинство «исключенных», не имеющих никаких шансов «подняться» до этих новых «глобальных граждан».

При этом оба мира неразрывно связаны между собой. Точно так же, как «пороки» капиталистических отношений с их «достоинствами»: «Парадокс капитализма заключается в том, что невозможно выплеснуть грязную воду финансовых спекуляций и при этом сохранить здорового ребенка реальной экономики: грязная вода на самом деле составляет «кровеносную систему» здорового ребенка» (с.19). Поэтому (и не только) — «даже во время разрушительного кризиса никакой альтернативы капитализму нет» (с.21).

В результате автором предлагается «расширенное понятие кризиса как глобального апокалиптического тупика, в который мы зашли» (с.8).

Можно, конечно, отмахнуться от трудов С. Жижека и иже с ним, но как пренебречь современными реалиями: растущим и принимающим катастрофические масштабы социально-экономическим неравенством, миллионами «исключенных», и соответствующей реакцией, начиная от «цветных революций» и «арабской весны» до массового летне-осеннего движения 2011 г. -  Occupy Wall Street(«Захватить Уолл-Стрит»  — движение поддерживают от 40% до 60% американцев!), перекинувшегося на Великобританию, Италию, Испанию и ряд других европейских государств, а также Японию, Корею, Австралию. В развитом капиталистическом обществе все большему числу людей угрожает маргинализация на рынке труда, полное исключение возможностей найти работу и общественная изоляция[16]. Происходит размывание middle class– основы и опоры капитализма… В результате мы имеем сверхразбогатевший олигархат, размываемый middle class,и огромные массы «исключенных», влачащих жалкое существование. Докапитализировались…

О проблемах дилеммы либертарианство/этатизм размышляют российские экономисты[17].

А в России?По различным данным, сегодня в России не менее 60-80% населения – «исключенные». А недавно в СМИ появилась их новая (по- моему, не удачная) характеристика – «гетто». У находящихся в нем людей отсутствуют и солидарность, и ответственность, и надежда как-то выйти из тяжелой жизненной ситуации[18]. Безнадежность – имя им… Напомню, если в 2016 г. в мире 1% населения владел 52% всех богатств, то в том же году 1% населения России владел 72,4% всех богатств – первое место в мире по экономическому неравенству (на втором месте – Индия)!

Одна из важнейших, глобальных, неразрешимых проблем – «невозможность для мировой хозяйственной системы справиться с проблемой справедливого распределения достигнутого благосостояния»[19].

Не удивительно, что именно исключенные составляют основную социальную базу преступности, наркотизма, пьянства, проституции, суицида.

Либеральная, неолиберальная идеология (и практика, реальность!) оказывается столь же утопической, сколь утопическими были многочисленные разновидности социалистической (коммунистической) идеологии.

Иначе и быть не может: утопий было немало. Но что-то ни одна из них не реализовалась. И реализоваться в принципе не могла – род человеческий не допустит свободы, равенства и братства!  Или, как пишет А.И. Пригожин, «Справедливость на Земле невозможна. Хотя бы потому, что она очень партийна. То, что справедливо для одних, ужасающе несправедливо для других»[20].

Что дальше?

Сегодня более-менее объективный прогноз принципиально невозможен. Наша эпоха постмодерна характеризуется, помимо прочего, неопределенностью[21]. «Постмодернизм — это признание онтологической и гносеологической неопределенности социального мира, это проблематизация социальной реальности, которая интерсубъективна, стохастична, зависит от значений, которые ей приписываются, это относительность знаний о любом социальном явлении и процессе…»[22]. Неопределенность, вообще присущая социальному миру, в эпоху постмодерна является следствием нашего нахождения в растянувшейся «точке» бифуркации, когда направление дальнейшего развития принципиально непредсказуемо. Любой прогноз от «всеобщего счастья» до апокалипсиса, омницида (или сингулярности[23])  равно относителен и неопределенен.

Очевидно возможны два варианта для человечества.  Первый, менее вероятный – человечество выживет, пройдя тяжелейший в истории период постмодерна. Причем выживет, возможно, достигнув невиданных успехов в своем генетически-технологическом развитии. Второй, более вероятный, учитывая тяжелое прошлое – человечество погибнет в результате омницида – ядерного, или экологического, или космологического, или… «Ядерный пепел» становится все большей реальностью. Тем более, что и «правые»,и «левые» жаждут насилием изменить мир, построить его «по-своему», т.е. очередное «светлое будущее»…Начавшаяся гонка вооружения – теперь опасного для всего человечества – усиливает вероятность пессимистического прогноза.

 Остается только удивляться: как Homo якобы Sapiens, достигнув немыслимых экономических, технологических, научных высот, постоянно стремится к самоуничтожению. Как люди, испытавшие лично или через предков все ужасы войны, вновь и вновь охвачены военным психозом, видят кругом врагов, которые не подозревают, что они — «враги», но в свою очередь вынуждены крепить оборону от вооружающихся соседей.

Если человечество жаждет все новых и новых войн до «полной победы», если обезумевшие вожди стремятся к «победам», а презираемые властью и «народом» пацифисты, вроде меня, не в состоянии сплотиться и вышвырнуть таких вождей и их прихвостней на свалку, то мне не жалко самоуничтожающееся человечество. Мне безумно жаль невинных животных, которые будут уничтожены в ядерном безумии людей… 

Список литературы

1.     Валлерстайн И.  Конец знакомого мира: Социология XXIвека. — М., 2003.

2.     Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984.

3.     Гилинский Я. «Исключенность» как глобальная проблема и социальная база преступности наркотизма, терроризма и иных девиаций // Труды Санкт-Петербургского Юридического института Генеральной прокуратуры РФ, 2004. №6.

4.     Гилинский Я.И. Два лица экономической свободы. В: Экономическая свобода и государство: друзья или враги. – СПб: Леонтьевский центр, 2012.

5.     Гилинский Я. Девиантность, преступность, социальный контроль в обществе постмодерна. Сборник статей. – СПб: Алетейя, 2017.

6.     Гилинский Я. Социальное насилие. 2-е изд. – СПб: Алетейя, 2017.

7.     Гилинский Я. Девиантность в обществе постмодерна. – СПб: Алетейя, 2017.

8.     Жижек С.  Размышления в красном цвете. — М., 2011.

9.     Жижек С. О насилии. — М., 2010.

10.  Жижек С. Устройство разрыва. Параллаксное видение. — М., 2008.

11.  Луман Н. Дифференциация. – М.: Логос, 2006.

12.  Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.II. Специальный выпуск: Современная французская социология, 1999.

13.  Поршнев Б.Ф.  Контрсуггестия и история. В: История и психология / ред. Б.Ф. Поршнев, Л.П. Анцыферова. – М.: Наука, 1971.

14.  Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М.: Мысль, 1974.

15.  Пригожин А.И. Законность – базовая ценность социального либерализма. В: Социальный либерализм: между свободой и этатизмом. – СПб: Леонтьевский центр, 2015.

16.  Социальный либерализм: между свободой и этатизмом. – СПб: Леонтьевский центр, 2015.

17.  Стиглиц Дж. Цена неравенства. – М.: Эксмо, 2015.

18.  Честнов И.Л. Постмодернизм как вызов юриспруденции // Общество и человек, 2014, №4 (10).

19.  Экономическая свобода и государство: друзья или враги. – СПб: Леонтьевский центр, 2012.

20.  Althoff M., Cremer-Sch?fer H., L?schper G., Reinke H., Smaus G. Integration und Ausschliessung: Kriminalpolitik und Kriminalit?t in Zeiten gesellschaftlicher Transformation. – Baden-Baden, 2001.

21.  Bauman Z. Wasted lives. Modernity and its outcasts. — Cambridge: Polity Press, 2004. 

22.  Kurzweil R. The Singularity is Near: When Humans Transcend Biology. – NY: PG, 2005.

23.  Lenoir R. Les exclus, un fran?ais sur dix. — Paris: Seuil, 1974.

24.  Nietzsche F. Menschliches, Allzumenschliches: Ein Buch f?r freie Geister. – Chemnitz: Verlag von Ernst Schmeltnzer,1868.

25.  Rees M.J. Our Final Century: Will the Human Race Survive the Twenty first Century? – NY: Basic Books, 2003.

26.  Wallerstein I. Globalization or the Age of Transition? A long-term view of the trajectory of the World system // International Sociology. 2000, Vol.15, N3.

 




[1]NietzscheF. Menschliches, Allzumenschliches: Ein Buch f?r freie Geister. – Chemnitz: Verlag von Ernst Schmeltnzer,1868. Статья опубликована в: Телескоп. Журнал социологических и маркетинговых исследований. №3. 2018. С. 15-18.


[2]Только из последних: Гилинский Я. Социальное насилие. 2-е изд. – СПб: Алетейя, 2017; Он же. Девиантность в обществе постмодерна. – СПб: Алетейя, 2017; Он же. Девиантность, преступность, социальный контроль в обществе постмодерна. Сборник статей. – СПб: Алетейя, 2017 (особенно: Онтологический трагизм бытия…, 1995; Капитализм или социализм? Оба хуже, 2016; Что день грядущий нам готовит? 2016).


[3]См. подробнее: Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М.: Мысль, 1974; Он же. Контрсуггестия и история. В: История и психология / ред. Б.Ф. Поршнев, Л.П. Анцыферова. – М.: Наука, 1971. С. 7-35.


[4]«Омницид — поголовное истребление всего живого. Человек — устроивший омницид — Апокалиптический маньяк — персонаж, страстно желающий устроить конец света. Он хочет убить их всех, и, что важно, может убить их всех» (http://ru.zlodei.wikia.com/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9E%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B4)


[5]Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984. С. 108.


[6]См., например: Гилинский Я. «Исключенность» как глобальная проблема и социальная база преступности наркотизма, терроризма и иных девиаций // Труды Санкт-Петербургского Юридического института Генеральной прокуратуры РФ, 2004. №6. С.69-77.


[7]Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.II. Специальный выпуск: Современная французская социология, 1999. С. 140-156.


[8] Lenoir R. Les exclus, un fran?ais sur dix. — Paris: Seuil, 1974.


[9]Погам С. Указ. соч. С.147.


[10]Bauman Z. Wasted lives. Modernity and its outcasts. — Cambridge: Polity Press, 2004.  Pp. 5-7.


[11]Валлерстайн И.  Конец знакомого мира: Социология XXIвека. — М., 2003.


[12]Wallerstein I. Globalization or the Age of Transition? A long-term view of the trajectory of the World system // International Sociology. 2000, Vol.15, N3.


[13]Стиглиц Дж. Цена неравенства. – М.: Эксмо, 2015.


[14]Гилинский Я.И. Два лица экономической свободы. В: Экономическая свобода и государство: друзья или враги. – СПб: Леонтьевский центр, 2012. С. 58-75.


[15]Жижек С. Устройство разрыва. Параллаксное видение. — М., 2008; Он же. О насилии. — М., 2010; Он же. Размышления в красном цвете. — М., 2011.


[16]Althoff M., Cremer-Sch?fer H., L?schper G., Reinke H., Smaus G. Integration und Ausschliessung: Kriminalpolitik und Kriminalit?t in Zeiten gesellschaftlicher Transformation. – Baden-Baden, 2001. S. 29.


[17]Экономическая свобода и государство: друзья или враги. – СПб: Леонтьевский центр, 2012; Социальный либерализм: между свободой и этатизмом.  СПб: Леонтьевский центр, 2015.


[18]Независимая Газета, 06.04.2011.


[19]Луман Н. Дифференциация. – М.: Логос, 2006. С.234.


[20]Пригожин А.И. Законность – базовая ценность социального либерализма. В: Социальный либерализм: между свободой и этатизмом. — СПб, 2015. С. 108.


[21]Подробнее об обществе постмодерна см.: Гилинский Я. Девиантность в обществе постмодерна. – СПб: Алетейя, 2017.


[22]Честнов И.Л. Постмодернизм как вызов юриспруденции // Общество и человек, 2014, №4 (10). С. 47-48.


[23]Kurzweil R. The Singularity is Near: When Humans Transcend Biology. – NY: PG, 2005; Rees M.J. Our Final Century: Will the Human Race Survive the Twenty first Century? – NY: Basic Books, 2003.


Можно ли считать осуществление правосудия разновидностью коммерческой деятельности?

Уважаемые коллеги-юристы!

 Помогите разобраться с одним не праздным вопросом:

 

«Можно ли считать осуществление правосудия  разновидностью коммерческой деятельности?»

Ведь существуют же гражданское и арбитражное судопроизводство, в которых, прежде чем рассмотреть то или иное дело (спор), истец обязан предварительно внести определенную сумму в специальный счет в банке (оплатить государственную пошлину), то есть заплатить за представление судом услуг (сервиза) правового характера.

А в уголовном судопроизводстве на осужденного возлагается (взыскивается) обязанность по возмещению процессуальных издержек (часть 1 статьи 132 УПК РФ). Для этих целей согласно требованиям части 5 статьи 220, части 3.1 статьи 225, части 1 статьи 226.1 УПК РФ к обвинительному заключению, обвинительному акту или к обвинительному постановлению должна прилагаться справка о процессуальных издержках.

Более того, согласно части 9 статьи 132 УПК РФ при оправдании подсудимого по уголовному делу частного обвинения суд вправе взыскать процессуальные издержки полностью или частично с лица, по жалобе которого было начато производство по этому делу.

Уместно напомнить, что по смыслу статьи 131 УПК РФ, процессуальные издержки представляют собои? необходимые и оправданные расходы, связанные с производством по уголовному делу, в том числе выплаты и вознаграждение физическим и юридическим лицам, вовлеченным в уголовное судопроизводство в качестве участников (потерпевшим, свидетелям, экспертам, переводчикам, понятым, адвокатам и др.) или иным образом привлекаемым к решению стоящих перед ним задач (например, лицам, которым передано на хранение имущество подозреваемого, обвиняемого, или лицам, осуществляющим хранение, пересылку, перевозку вещественных доказательств по уголовному делу).

Причем, согласно пункту 9 части 2 статьи 131 УПК этот перечень не является исчерпывающим.

Заранее благодарю за конструктивный ответ на поставленный вопрос.

Информация о 31-м Балтийском криминологическом семинаре

Я. Гилинский

 

Информация

о 31-м Ежегодном Балтийском криминологическом семинаре

 

Напомню: 31 год назад состоялся первый Балтийский криминологический семинар. Он был придуман и организован в тогдашнем СССР представителями Ленинграда и трех прибалтийских республик с целью максимально независимо – по тем советским временам – обсуждать проблемы преступности и социального контроля. Участники договорились проводить семинар ежегодно по очереди: Эстония, Латвия, Литва, Ленинград (позднее – Санкт-Петербург). После распада СССР и освобождения Балтийских республик участие в семинаре стали принимать криминологи самых разных стран.

В этом году очередной Балтийский криминологический семинар состоялся 28-29 июня в столице Литвы — Вильнюсе и был необычайно широко представлен: от Гонконга (проф. Wing Lo) до США(E. Pindilli иA. Cheng). Общая тема семинара«The Culture of Crime Control in the Baltic Region».

Невозможно даже кратко пересказать основные идеи всех докладов. Отмечу лишь некоторые из них.

Проф. К. Краевский (Польша) остановился на трех этапах пенитенциарной политики Польши, сравнив уголовные кодексы 1932, 1969 и 1997 годов и реальную практику. Была продемонстрирована тесная зависимость права от политики. 

Проф. Wing Lo (Гонконг) представил позитивные и негативные стороны антикоррупционной политики Гонконга с 1971 по 2018 годы. До 1980-х годов наблюдалась явная связь организованной преступности — триад с полицией.

О современных проблемах, связанных с миграцией в Чехии, рассказал проф. М. Шейност. От него мы узнали, что среди всех нелегальных мигрантов россияне занимают… второе место после Украины, опередив жителей Азии и Африки.

Как всегда интересным было выступление проф. М. Платек (Польша), о чем свидетельствует само название доклада: «When Crime Controls becomes Criminogenic» («Когда контроль над преступностью становится криминогенным»). Остается лишний раз пожалеть, что Моника к нам в Россию больше не приедет после того, как она на один из прошлых семинаров, состоявшихся в Санкт-Петербурге, получила визу от российского посольства… на день после окончания семинара… 

В очень интересном докладе А. Добрынинаса (Литва) описывался интердисциплинарный проект криминологии, разрабатываемый и осуществляемый на философском факультете Университета Вильнюса. В понимании преступности и социального контроля должны принимать участие юристы и биологи, психологи и политологи, социологи и историки. «И экономисты» — добавил автор этих строк в реплике. Криминология – интердисциплинарная наука.

В коллективном докладе польских коллег (И. Ржеплинска, К. Буцковски и П. Викторска) о преступности и социальном контроле в Польше за столетие 1918-2018 гг. отмечалось, в частности, что после 1989 г. доля различных видов наказания снижалась от условного осуждения к штрафу, общественным работам и лишению свободы (меньше всего приговоров).

Одна из сессий была посвящена проблеме наркопотребления.  В частности, в докладе М. Паймре (Эстония) говорилось о том, что в Эстонии 53% мужчин в возрасте 25-34 лет употребляют производные каннабиса. В республиканских СМИ активно обсуждается вопрос о легализации потребления каннабиса, приводятся доводы за и против этого. В целом наблюдается тенденция к легализации, особенно с учетом опыта некоторых штатов США и Канады. А Н. Радович (Сербия) рассказал о распространении героина в Сербии.

Молодые американские исследовательницы порадовали оригинальными сообщениями«Modernization of Victims’ Access to Justice: A Comparative Analysis» (E. Pindilli) и«Deinstitutionalization of Social Care and its Role in Comprehensive Crime Prevention» (A. Cheng).

Доклад А. Маркиной (Эстония) о противодействии рецидиву, как всегда, основывался на результатах комплексного эмпирического исследования. Анна Маркина всегда строит свои выступления по материалам конкретных эмпирических исследований, идет ли речь о наркопотреблении, рецидиве или иной криминологической проблеме.

Заключительная сессия была посвящена пенитенциарным проблемам и представлена литовскими учеными. И примечательным заключением семинара явился весьма основательный доклад Г. Сакалаускаса «Prison as the Last Bastion of the Soviet Culture»… 

Ну, а автор сих строк выступил с докладом«The Culture of Criminal Control in the contemporary Russia». Жаль, что это было единственное выступление из России на получившем широкую известность международном семинаре, чья история начиналась в этой стране.

И несколько слов о Вильнюсе. Прекрасный город. Множество памятников архитектуры, музеев, уличной скульптуры. Хорошо сохранившаяся и отреставрированная старая часть, интересный и развивающийся новый город с современными зданиями оригинальной архитектуры. Кстати, именно в новом городе проходила несколько лет назад Европейская криминологическая конференция. И, наконец, Ужупис – часть города, ставшая Независимой Республикой со своей «границей», Конституцией, Президентом, памятником-символом и бесчисленными картинами, скульптурой, симпатичными кафе. Конституция на литовском, английском, русском и еще каких-то языках висит в центре республики. Вот несколько ее положений: «Человек имеет право на горячую воду, отопление зимой и черепичную крышу. Каждый имеет право ошибаться. Каждый имеет право быть единственным и неповторимым. Каждый имеет право любить. Каждый имеет право лениться и ничего не делать. Каждый имеет право любить и опекать кошку. Собака имеет право быть собакой. Кошка не обязана любить своего хозяина, но в трудную минуту обязана прийти ему на помощь.  Никто не имеет права на насилие. Каждый имеет право ничего не понимать. Каждый может быть свободным. Каждый отвечает за свою свободу. Каждый имеет право быть личностью. Каждый имеет право не бояться». Очень позитивная Конституция.

 

Принцип «Nullum crmen, nulla poena sine lege» и проблемы легитимности некоторых положений Римского статута

 

 

Доклад, сделанный в Сербии (райское местечко «Тара») 21 июня 2018 г. на международной конференции, посвященной проблемам легитимности деятельности Международного уголовного суда.

  

В июле 2018 года исполняется двадцать лет со дня принятия Римского статута и шестнадцать лет со дня начала официальной деятельности Международного уголовного суда.

IN MEMORIAM

Раздел: Новости
24.06.2018 14:25

23.06.2018 г. умер В. Колдаев, заместитель начальника Оперативной службы МВД СССР.

Владимир Матвеевич — автор нескольких книг. Его перу принадлежит исследование «Из истории практической криминалистики в России: применение науч. методов работы в розыске и расследовании преступлений: факты, док., коммент.» вышедшее в серии «Антология криминалистики» издательства ЛексЭст.

Поднимем!

https://syg.ma/@v-pankratov/vladimir-matvieievich-koldaiev-01-tochka-08-tochka-1926-23-tochka-06-tochka-2018

Василий Акимович Белик (1894-1963)

Раздел: Блог им. Pankratov
23.06.2018 00:21

Окончил Павловское военное училище, Высочайшим приказом от 01 февраля 1915 года произведён из юнкеров в прапорщики с зачислением  по армейской пехоте

(http://ria1914.info/index.phptitle=Павловское_военное_училище).

Подпоручик 775 пехотного Кустанайского полка, Георгиевский крест 4-й степени № 885458 с лавровой веткой за отличие в период боев с 9-12.07.1917 (ria1914.info/index.php?title=776-й_пехотный_Кустанайский_полк).

Участник 1-го Кубанского [Ледяного] похода, капитан 1-го Корниловского полка ВСЮР и Русской Армии, в 1920 на транспорте «Ялта» эвакуирован из Крыма в Геллиполипо армейской пехоте

(http://zav.ansya.ru/health/nastoyashaya-kniga-martirolog-pervih-uchastnikov-beloj-borebi/pg-3.html).

С осени 1925 года в Корниловском ударном полку во Франции

(dobrovol999.livejournal.com/34855.html).

Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже

(http://voldrozd.narod.ru/proekt/france/sntzenev/belik.html).

Источник

https://syg.ma/@v-pankratov/vasilii-akimovich-bielik-1894-1963