Научно-практическая конференция «Диалектика противодействия коррупции»-2015

Управление Президента Республики Татарстан

по вопросам антикоррупционной политики

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Научно-исследовательский институт противодействия коррупции

Института экономики, управления и права (г. Казань)

 

приглашают принять участие

в V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием

 

«Диалектика противодействия коррупции»

(г. Казань, 20 ноября 2015 г.)

 

 

Примерные проблемы, предлагаемые к обсуждению на конференции:

 

- Международный, национальный и региональный опыт противодействия коррупции;

- Формы и виды коррупции;

- Коррупция как междисциплинарный объект исследований;

- Пробелы и недостатки правового регулирования противодействия коррупции;

- Основные направления антикоррупционной политики и критерии ее эффективности;

- Инновационные формы, инструменты, механизмы и технологии противодействия коррупции;

- Стратегическое, тактическое и текущее антикоррупционное планирование;

- Антикоррупционный аудит и антикоррупционный мониторинг;

- Антикоррупционное образование, антикоррупционное просвещение и антикоррупционная пропаганда;

- Предупреждение и урегулирование конфликта интересов и других потенциально коррупционных ситуаций;

- Виды коррупционных правонарушений и ответственность за их совершение;

- Противодействие коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- Противодействие коррупции в сфере земельных и имущественных отношений;

- Противодействие коррупции в коммерческих и некоммерческих организациях;

- Общественный контроль в сфере противодействия коррупции.

 

Официальные языки конференции: русский, китайский и английский.

Доклады участников конференции по итогам конференции на основании рецензирования и конкурсного отбора будут опубликованы в сборнике материалов конференции и других изданиях, а доклады, оформленные в виде научной статьи, – в федеральном научном журнале «Актуальные проблемы экономики и права», включенном в утвержденный ВАК Минобрнауки РФ Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций, в базы данных РИНЦ, EBSCO и ULRICHS.

Заявки на участие (см. форму далее) и материалы для публикации принимаются по электронной почте на адрес 201115@ieml.ru до 20 октября 2015 г.

Требования к оформлению материалов: объем – не более 6 страниц, шрифт Times New Roman в формате RTF, величина шрифта 14. Формат страницы А 4. Все поля по 2 см. Междустрочный интервал: полуторный. Отступ первой строки абзаца: 1 см. Сноски: обычные с автоматической нумерацией. Межбуквенный интервал: обычный. В начале текста указываются фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, место работы и должность выступающего, название выступления.

Материалы, направленные для публикации в федеральном научном журнале «Актуальные проблемы экономики и права», принимаются в объеме до 15 страниц и должны дополнительно соответствовать правилам и требованиям, указанным на официальном сайте журнала: apel.ieml.ru/authors/rules.

Проезд и проживание иногородних участников конференции осуществляются за счет командирующей стороны. О планируемом прибытии иногородних участников просим сообщить до 13 ноября 2015 г.

О точном времени и месте проведения конференции будет сообщено дополнительно. Предполагаемые время и место работы конференции:

20 ноября 2015 г. – актовый зал Института экономики, управления и права (г. Казань, ул. Зайцева, 15)

09.00-10.00                  регистрация участников

10.00-12.00                  пленарное заседание

12.00-13.00                  кофе-брейк

13.00-17.00                  заседания секций

Контакты: тел.: (843) 2319290, e-mail: 201115@ieml.ru (научная часть Института экономики, управления и права; Никитин Сергей Геннадиевич, Дмитриев Алексей Анатольевич).

 

 

 

Заявка на участие

в V Всероссийской научно-практической конференции

с международным участием

«Диалектика противодействия коррупции»

 1.

 Фамилия, имя, отчество

 

 2.

 Место работы (полное наименование

 организации и ее адрес)

 

 3.

 Должность

 

 4.

 Ученая степень

 

 5.

 Ученое звание

 

 6.

 Название выступления

 

 7.

 Контактный телефон; e-mail

 

 8.

 Форма участия (очная или заочная)

 

Научно-практическая конференция "Диалектика противодействия коррупции"

Управление Президента Республики Татарстан
по вопросам антикоррупционной политики
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Научно-исследовательский институт противодействия коррупции
Института экономики, управления и права (г. Казань)

приглашают принять участие
в IV Всероссийской научно-практической конференции

«Диалектика противодействия коррупции»
(г. Казань, 3 декабря 2014 г.)

Антикоррупционный мониторинг в субъектах Российской Федерации

Уважаемые коллеги!

В связи с подготовкой монографии «Антикоррупционный мониторинг в субъектах Российской Федерации» выставляю для обсуждения результаты предварительного исследования феномена антикоррупционного мониторинга как измерительного инструмента состояния коррупции в обществе, её причин и эффективности противодействия коррупции.
Буду признателен за предложения и отклики.

П.А. Кабанов

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ РЕКЛАМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН КАК ИНФОРМАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: проблемы и перспективы

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ РЕКЛАМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН КАК ИНФОРМАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
КОРРУПЦИИ: проблемы и перспективы

В современных условиях противостояния общества и коррупции особое место занимает разработка и реализация наиболее гуманных и эффективных средств профилактики коррупции. В числе таких средств антикоррупционной профилактики в современном обществе занимает антикоррупционное информационное воздействие в различных его формах и проявлениях – антикоррупционная агитация, антикоррупционная пропаганда и антикоррупционное информирование.

«Диалектика противодействия коррупции»-III

Управление Президента Республики Татарстан
по вопросам антикоррупционной политики
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Научно-исследовательский институт противодействия коррупции
Института экономики, управления и права (г. Казань)

приглашают принять участие
в III Всероссийской научно-практической конференции

«Диалектика противодействия коррупции»
(г. Казань, 4 декабря 2013 г.)

Всероссийская научно-практическая конференция «Диалектика противодействия коррупции» (г. Казань, 7 декабря 2012 г.)

Управление Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Научно-исследовательский институт противодействия коррупции
Института экономики, управления и права (г. Казань)

приглашают принять участие
во II Всероссийской научно-практической конференции

«Диалектика противодействия коррупции»
(г. Казань, 7 декабря 2012 г.)

Прокурорский надзор за созданием и деятельностью Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов

Некоторые аспекты прокурорского надзора за созданием и деятельностью Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению
государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов

С начала реформирования российского государства общество столкнулось с крупнейшими и не разрешающимися длительное время проблемами – коррупцией в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и не добросовестным исполнением своих служебных обязанностей государственными и муниципальными служащими. Среди множества правовых средств положительного изменения данной ситуации в сфере социального управления особое место принадлежит прокурорскому надзору за соблюдением законодательства о государственной и муниципальной службе и о противодействии коррупции, как надежному средству профилактики недобросовестного и коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих. Поэтому не случайно этому направлению прокурорской деятельности по-священы не только отдельные нормативные правовые акты, но и несколько научных и методических работ, направленных на повышение его эффективности. В этих работах, подготовленных специалистами органов прокуратуры, рассмотрены основные общие направления прокурорского надзора за соблюдением федерального и регионального законодательства о государственной и муниципальной службе, а также законодательства о противодействии коррупции. Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществляется мониторинг эффективности этого направления профессиональной деятельности. Однако, невзирая на пристальное внимание к совершенствованию прокурорского надзора в сфере правового регулирования государст-венной и муниципальной службы вне специального анализа остается одно из важнейших его направлений – прокурорский надзор за формированием и деятельностью Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее по тексту – Комиссии). Хотя на необходимость в осуществлении органами прокуратуры такого направления надзорной деятельности указывают отечественные специалисты. В связи с этим необходимо определиться с основным предметом, предлагаемого нами направления прокурорского надзора.
На наш взгляд, предметом рассматриваемого нами направления прокурорского надзора является надзор за исполнением законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе, и, несомненно, законодательства о противодействии коррупции в части формирования и деятельности Комиссии.
Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере включает в себя два направления деятельности. Во-первых, проверку законности издаваемых государственными и муниципальными органами правовых актов, их соответствия законодательству о противодействии коррупции и законодательству о государственной гражданской и муниципальной службе при формировании и обеспечении деятельности Комиссий – закон-ность деятельности Комиссий. Во-вторых, проверку материалов и решений самих Комиссий – законность и обоснованность принимаемых Комиссией решений, а также соблюдение процессуальных сроков рассмотрения поступивших материалов и принятия по ним Комиссией решений.
При проверке соблюдение требований законодательства к формированию Комиссий необходимо обращать внимание на положение о Комиссии и её состав. Положение о Комиссии в органах государственной власти и органах местного управления должно быть максимально приближено к требованиям, сформулированным в федеральных и региональных нормативных правовых актах большей юридической силы. Состав Комиссии должен соответствовать требованиям федерального законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе и содержать в своем составе не менее одной четверти независимых экспертов – представителей научных и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Следует иметь в виду, что в составе Комиссии, на усмотрение руководителя органа государственной власти или органам местного самоуправления, могут принимать участие представители общественных организаций, удовлетворяющие соответствующим требованиям. Если в Положении о Комиссии обнаруживаются положения, противоречащие федеральному и региональному законодательству о государственной (муниципальной) службе и/или законодательству о противодействии коррупции, то оно подлежит приведению в соответствии с ним.
Безусловно, проверке подлежат все правовые акты о формировании состава Комиссии, а также правовые акты о внесении в них изменений и дополнений. При этом незаконным следует признавать состав Комиссии, если он не соответствует требованиям федерального и/или регионального законодательства о государственной (муниципальной) службе и/или Положению о Комиссии со всеми вытекающими из этого последствиями.
Прокурорский надзор за обоснованностью и законностью принимаемых Комиссией решений предполагает детальное изучение всех материалов, поступивших на рассмотрение Комиссии, процедуру проведения заседания Комиссии, соблюдение процессуальных сроков рассмотрения поступивших материалов, а также на обоснованность и законность принятие ей решения. Больше внимания следует обращать на обязательные для исполнения решения Комиссии. Поскольку решения рекомендательного характера могут учитываться и/или исправляться руководителем органа государственной власти или органа местного самоуправления, а обязательные для исполнения решения Комиссии являются окончательными и могут быть обжалованы только в суд.
При осуществлении прокурорской проверки деятельности Комиссии необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства:
а) имелись ли законные основания для рассмотрения материалов на заседании Комиссии;
б) в законном ли составе проходило заседание Комиссии;
в) соблюдены ли сроки рассмотрения материалов Комиссией;
г) не проходило ли рассмотрение материалов в отсутствии кого-либо из заинтересованных в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о дате и месте заседания Комиссии;
д) разъяснены ли были права участникам заседания Комиссии;
е) соответствуют ли выводы, изложенные в решении, обстоятельствам дела;
ж) уведомлены ли надлежащим образом заинтересованные лица о результатах заседания Комиссии;
з) оформлены ли надлежащим образом процессуальные документы: протокол заседания Комиссии и её решение.
Основаниями для заседания Комиссии должны быть прямо указаны в Положении о Комиссии. Таковыми, как правило, являются:
а) представление руководителя органа государственной власти или органа местного самоуправления о представлении государственным (муниципальным) служащим недостоверных или неполных сведений либо о несоблюдении государственным (муниципальным) служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
б) обращение гражданина, замещавшего в государственном (муниципальном) органе должность государственной (муниципальной) службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному (муниципальному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы;
в) заявление государственного (муниципального) служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
д) представление руководителя государственного органа (органа местного самоуправления) или любого члена Комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным (муниципальным) служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе (органе местного самоуправления) мер по предупреждению коррупции.
Заседание Комиссии следует признавать законным, если оно проходило с соблюдением требований к кворуму к заседанию и/или кворуму для голосования (принятия решения), предусмотренному Положением о Комиссии. Как правило, кворум для проведения заседания Комиссии устанавливается в виде двух третей от её состава, при этом не допускается проведение заседания Комиссии с участием только государственных (муниципальных) служащих органа государственной власти (органа местного самоуправления) при котором она функционирует.
Положением о Комиссии и иными нормативными правовыми актами предусматриваются процессуальные сроки рассмотрения поступивших в неё материалов, как правило, этот срок устанавливается в семь дней, поскольку такое время требуется для подготовки заседания Комиссии. В этот период секретарь Комиссии или иное лицо обязаны оповестить в письменном виде всех участников заседания о дате и месте заседания Комиссии, а также вопросах подлежащих рассмотрению на нем. К процессуальным срокам работы Комиссии можно отнести: срок письменного уведомления о принятом Комиссией решении, срок размещения принятого на заседании Комиссии решения на официальном сайте органа государственной власти (органа местного самоуправления) в сети Интернет, срок обжалования решения Комиссии заинтересованными лицами и другие.
Надзирая за деятельностью Комиссии необходимо проверить, осуществлялась ли регистрация участников заседания, разъяснялись ли им их права и обязанности, порядок прохождения заседания и принятия решения, а также порядок обжалования принимаемых на заседании решений.
Однако самым сложным является проверка обоснованности и законности принятия Комиссией решения по конкретному делу. Здесь требуется исследовать обстоятельства рассмотренного дела и соответствие этих обстоятельств принятому Комиссией решению.
Обязательным условием деятельности Комиссии является уведомле-ние заинтересованных лиц о принятых ею решениях. Уведомление этих лиц должно осуществляться письменно с указанием механизма обжалования принятого Комиссией решения. В необходимых случаях копия решения Комиссии направляется в кадровую службу органа государственной власти (органа местного самоуправления) для приобщения к личному делу государственного (муниципального) служащего.
Разумеется, что все документы, имеющиеся в Комиссии, должны быть надлежащим образом оформлены. Наиболее ценными из них являются протоколы заседания Комиссии и решения Комиссии. Протоколы заседания Комиссии должны быть подписаны членами Комиссии, а решения Комиссии – её председателем и секретарем.
Не выполнение перечисленных выше требований в органах государственной власти и органах местного самоуправления при формировании и осуществлении деятельности Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов является основанием для принятия соответствующих мер прокурорского реагирования.

Кабанов П.А.,
директор Научно-исследовательского института
противодействия коррупции
ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань),
доктор юридических наук, доцент

МОНИТОРИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ОРГАНОВ

МОНИТОРИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ,
КОНСУЛЬТАТИВНЫХ, КООРДИНАЦИОННЫХ И ЭКСПЕРТНЫХ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ОРГАНОВ

(аналитический доклад по результатам контент-анализ официальных источников на август 2012 года)

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИА КРИМИНАЛЬНОГО КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРИМИНАЛЬНОГО КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
(на материалах региональной статистики 2010-2011 гг.)

О том, что коррупция – мировое зло человечеству известно давно. Оно трансформируется и динамично распространяется во многих сферах социального управления.

Круглый стол на тему: «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ»

Исполнительный комитет муниципального образования «город Набережные Челны», Комиссии по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан в городе Набережные Челны Научно-исследовательский институт противодействия коррупции Института экономики, управления и права (г. Казань)

приглашают принять участие в обсуждении в рамках «круглого стола» темы:

«ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ»
(г. Набережные Челны, 26 июня 2012 года)